Пятница , 26 апреля 2024

Skoda, Tatra и Praga: грузовики социалистической Чехословакии

Из всех социалистических государств Советский Союз имел наиболее развитую автомобильную промышленность, особенно в секторе грузовых автомобилей. Однако производство грузовиков было живо и процветало и в других странах Восточной Европы. В этой статье описаны лучшие грузовики социалистической Чехословакии.

Skoda 706RT

Среди стран ОДКБ Чехословакия занимала первое место по импорту грузовиков в СССР. Это неудивительно, поскольку Чехословакия имела очень высокий технический потенциал и большой опыт в разработке автомобилей. Три компании производили грузовики в стране — Avia, Tatra и Skoda. Последняя наиболее известна по модели Skoda 706RT.

Производство Skoda 706RT началось в 1957 году на заводе в Мнихово-Градиште. Этот двухосный грузовик был разработан по усовершенствованной схеме с кабиной, расположенной над двигателем. Грузовики имели очень просторную четырехместную кабину с большим застекленным пространством. Под ним располагался шестицилиндровый дизельный двигатель мощностью 160 л.с.

Шасси Škoda 706RTD

Под маркой Skoda 706RT был выпущен ряд модификаций, в основном на самосвалах (706RTS) и тягачах (706RTTN). Все они экспортировались в СССР, но большая часть поставок касалась тракторов. Шкоды использовались на региональных маршрутах, в основном в составе рефрижераторных поездов. Советские водители оценили высокую надежность и комфорт чешских грузовиков.

Различные версии Škoda 706RT выпускались до 1985 года. Было произведено около 150 000 грузовиков.

Tatra 138

Татра 138

Другой известный чехословацкий грузовик, Tatra 138, впервые появился в нашей стране в 1962 году, через четыре года после начала серийного производства. В отличие от дорожной Škoda, Tatra была разработана для эксплуатации на всех типах дорог, включая грунтовые.

Tatra 138 имел стандартный, нетрадиционный для всех грузовиков дизайн. В его основе лежит очень прочная рама с хребтом, которая придавала автомобилю большую прочность даже в самых сложных ситуациях. Кроме того, Tatra 138 обеспечивал отличную маневренность на бездорожье и плавность хода благодаря шасси с независимой подвеской и полным приводом (6х6).

Автомобиль был уникальным во всех отношениях. Кабина имела необычный округлый дизайн, дизельный двигатель был с воздушным охлаждением, а конструкция шасси означала, что колеса пустого грузовика были установлены под углом.

Татра 138

На базе Tatra 138 завод в Копршивнице выпускал три основные версии: тягач (138NT), задний самосвал (138S1) и трехсторонний самосвал (138S3). На долю мусоровозов приходилась основная часть всех поставок в СССР. Во многих случаях татры были «брошены» на самые тяжелые работы в Сибири и на Дальнем Востоке. 138 используется для строительства гидроэлектростанций за полярным кругом, для обслуживания карьеров, нефтяных и газовых месторождений и для строительства городов. В то же время водители оценили высокий уровень надежности и комфорта, которого нет в отечественных автомобилях.

Производство Tatra 138 закончилось в 1971 году с 46 000 единиц, 20% из которых были поставлены в СССР.

Praga

Praga V3S

В отличие от вышеупомянутых грузовиков, полноприводный Praga V3S пражского завода Avia был менее популярен в СССР. Автомобиль был разработан в 1953 году по заказу чехословацкого военного ведомства.

Являясь воплощением военного грузовика, Praga V3S обладал превосходными внедорожными способностями. Это стало возможным благодаря дифференциальной блокировке ведущих мостов, «крутящему» шестицилиндровому дизельному двигателю мощностью 98 л.с. и уникальной клепаной раме с высокой гибкостью на скручивание. Последнее обеспечило зависимой подвеске отличную повторяемость профиля дороги при движении по труднопроходимой местности.

Praga v3s

Внешне Prague отличался от других грузовиков оригинальной кабиной с «узким» капотом. Такой внешний вид был продиктован желанием переместить двигатель за переднюю ось, улучшив тем самым распределение веса грузовика.

Этот практичный военный грузовик не получил широкого распространения в СССР. Своих было немного, но в страну прибыло несколько тысяч. Большинство этих грузовиков использовались в качестве шасси для ремонтных мастерских и передвижных фотостудий.

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *