ГАЗ-М73 «Украинец»: полноприводный автомобиль для сельских механизаторов
В 1953 году к власти пришел Н.С. Хрущев. Он стал инициатором многих реформ в сельском хозяйстве. Положительное освоение целинных и отдаленно связанных с ними земель началось с покорения в стране. В результате сельские механизаторы и агрономы часто подвергались остракизму и нуждались в экономичных и относительно компактных автомобилях. Так родился уникальный «персональный вездеход» ГАЗ-М73 «Украинец».
ГАЗ-М73
Разработка автомобиля началась осенью 1954 года в личных делах Хрущева. Задача была возложена на марлевый автомобильный завод как на единственную компетенцию в строительстве полноприводных автомобилей. Проектную группу возглавили опытные специалисты из компании «Григорий Моисеевич Вассерман-Ан», разработчика Газ-69 и др.
В то время на заводе полным ходом шла работа над вездеходом ГАЗ-М72 на агрегатной базе ГАЗ-69 и поддержкой победы. Таким образом, новый автомобиль получил следующее обозначение ГАЗ-М73. Первый прототип, построенный в конце 1954 года, имел двухдверный кузов с оригинальным завершением хвоста в виде удлиненного багажника, размещенного на крышках запасных колес. Правда, в маленьком такси могли разместиться только два человека, но концепция использования ГАЗ-М73 в качестве персональной «мухи» вполне допускалась. Благодаря короткой колесной базе в 2000 мм машина получилась очень компактной — всего 3430 мм в длину и 1660 мм в ширину. Чуть позже они собрали ГАЗ-М73 за пикапом и оборудовали его небольшой багажной платформой грузоподъемностью 150 кг.
С технической точки зрения, автомобиль также был очень любопытным. Двигатель от такого «детского» триумфа был явно тяжеловат, поэтому газовцы использовали перспективный москвичовский 35-сильный мотор МЗМ-402. Сцепление, трехскоростная механическая КП и тормоза были позаимствованы у него. Основываясь на характеристиках двигателя, Вассерман разработал мост с распределением без мультипликатора и возможностью отключения переднего моста.
Подвеска Газовского полноприводного автомобиля использовалась традиционная, опирающаяся на продольные рессоры. Кроме того, мост был прикреплен к рессорам снизу, чтобы увеличить дорожный просвет. Кроме того, были установлены более широкие шины с размерами 6,70-15, где были разработаны грунтовые пространства. Результатом всех этих операций стал впечатляющий дорожный просвет в 217 мм.
Успешные испытания
В феврале 1955 года прототип отправился на заводские испытания. В различных условиях было пройдено 3738 км. Автомобиль испытывался в сочетании с ГАЗ-М72 и ГАЗ-69. На фоне старших братьев ГАЗ-М73 держался очень уверенно. Благодаря своей небольшой массе в 1030 кг, он легко преодолел покрытые снегом болотистые участки, в то время как M72 уже сидел на мосту.
В целом, испытание было признано успешным, и Гусу было поручено изготовить два дополнительных образца, чтобы учесть любые дефекты, выявленные в ходе испытания. Тем не менее, освоить серийный выпуск автомобилей для сельских рабочих на захиревшем автозаводе не было никакой возможности. Свободных производственных мощностей не было. По протекции Хрущева, М73 попытались соединить с Киевским мотоциклетным заводом, и машины были переименованы в «Газ-М73 Украина». Однако из этой затеи ничего не вышло. Вскоре поступили приказы со всех достижений по теме М73 о переезде на МЗМА. Там интересовались автомобилем, но только как донорами технических идей. Вскоре, используя наработки газовцев МЗМАС, они построили пассажирский внедорожник — «Москвич-410». Однако это совершенно другая история.