ЗИЛ-132 РС 6х6: опытный грузовик СССР для сельского хозяйства
Работы по созданию высокопроизводительных грузовиков для народного хозяйства велись в СССР с начала 1960-х годов, но во многих регионах страны уборочные и посевные работы проводились в очень сложных дорожных условиях, и стандартные характеристики грузовиков были недостаточны. Очень низкий. Другими словами, фермерскому сообществу требовались грузовики, способные преодолевать всю территорию. Так началась история экспериментального ЗИЛ-132 РС.
Предпосылки создания
Необходимость в полноприводном транспортном средстве была продемонстрирована во время осенней уборочной кампании в регионе Виниция в 1974 году. Из-за обильных осадков было очень трудно убрать сахарную свеклу с полей. Например, коммерческие грузовики ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и т.д. не могли подъехать к месту погрузки без помощи трактора. В помощь колхозникам Московский автомобильный завод направил экспериментальную амфибию ЗИЛ-49042. Аналогичным образом, завод решил не только помочь с уборкой урожая, но и оценить проходимость машины в реальных условиях.
Амфибии, с другой стороны, работали очень хорошо. Машины уверенно пробирались через осеннюю трясину, когда грузовики и сельскохозяйственная техника уже застряли. Например, ЗИЛ-49042 мог двигаться со скоростью до 18 км/ч по канавам глубиной до 400 мм. Кроме того, автомобиль-амфибия был полностью способен буксировать грузовики и прицепы.
С одобрения Министерства автотранспорта специалисты ЗИЛа, оценивающие эффективность ЗИЛ-49042 на уборочных предприятиях, приступили к работе на сельскохозяйственных грузовиках с колесной формулой 6х6.
ЗИЛ-132 РС, армейский грузовик для народного хозяйства
В 1975 году началась работа над машиной. В 1975 году началась работа над грузовиками. Для снижения стоимости конструкции специалисты решили построить грузовик на экспериментальном армейском шасси ЗИЛ-132П. Однако, в отличие от них, предлагался широкий спектр модификаций, от самосвалов до тракторов.
ЗИЛ-132R представлял собой трехосный полноприводный грузовик с равноудаленными друг от друга осями. В сочетании с рулевым управлением задних колес такая конфигурация обеспечивала превосходную маневренность и резвость на бездорожье.
В передней части машины находилась трехместная стеклопластиковая кабина. Сразу за ним располагался 180-сильный бензиновый двигатель ЗИЛ-375 V8, агрегатированный с пятиступенчатой и двухступенчатой коробками передач. Коробка передач представляла собой обычный цельный блок с блокировкой дифференциала внутри автомобиля.
Испытания и перспективы
ЗИЛ-132РС проходил испытания с ноября 1975 года. На первом этапе грузовик с прицепом работал в карьере, перевозя песок. Без каких-либо проблем 12-тонный автопоезд был поднят и разгружен на крутые подъемы в карьере.
ЗИЛ также перевозил различные грузы по дорогам с твердым покрытием. Средний расход топлива на общем расстоянии более 5 000 км составил 78 л/100 км, по сравнению с 101 л/100 км для прицепа. Например, Урал-375Д в аналогичных условиях показал 79 л/100 км и 108 л/100 км.
Как уже упоминалось выше, экспериментальный ЗИЛ может быть оснащен различными кузовами и сельскохозяйственным оборудованием. Кроме того, готовилась версия ЗИЛ-132РМ с дизельным двигателем мощностью 185 л.с. Однако эти планы не были реализованы.
В то же время НАМИ готовил собственный полноприводный сельскохозяйственный грузовик с индексом 0215 (позднее КАЗ-4540). Кроме того, у московского завода не было избыточных мощностей для производства ЗИЛ-132. В конце концов, проект был прекращен в 1978 году.