Пятница , 26 апреля 2024

Mazda MX-5: народный спорткар из Японии

В 1980-х годах класс компактных спортивных родстеров в значительной степени изжил свою полезность. Бывшие великие модели, такие как Triumph TR7, MG B и Fiat Spyder, исчезли со сцены, а большинство оставшихся автомобилей отклонились от первоначальной концепции недорогого открытого спортивного автомобиля. К счастью, на дворе стояли «золотые 80-е», когда японские автопроизводители брались даже за немногие перспективные ниши и добивались успеха. Так было и в данном случае. Mazda фактически возродила некогда популярный класс, выпустив в 1989 году родстер Mazda MX-5 (Miata).

История Mazda MX-5 (NA)

Инициатива создания спортивного родстера принадлежала Бобби Холлу, специалисту отдела планирования американского отделения Mazda USA. Бывший журналист журнала Motor Trend и заядлый поклонник классических британских родстеров, он пришел к идее создания компактного спортивного родстера. Концепция появилась в 1983 году в виде грубого эскиза на столе Масакацу Като, главы отдела перспективных разработок. Като был заинтригован концепцией и начал дальнейшую работу по проектированию, заключив контракт с двумя командами разработчиков, одной в Калифорнии и одной в Токио.

Прототип Mazda Miata

Команды работали параллельно на конкурсной основе. Американский разработчик предложил классическую компоновку британского родстера, с передним расположением двигателя и задним приводом. Японские коллеги пошли по другому пути и представили сразу два проекта. Один из них был переднемоторным и переднеприводным, другой — среднемоторным с приводом на заднюю ось. В 1984 году эти проекты прошли конкурсный отбор, в ходе которого был отклонен план среднего корабельного двигателя, поскольку он был признан слишком дорогим и сложным в производстве. Самая простая переднеприводная компоновка считалась фаворитом конкурса, хотя она была несовместима с традиционной концепцией спортивного автомобиля. Тем не менее, на фоне долгих споров американцам удалось отстоять свой проект, и в августе того же года очертания будущей Mazda MX-5 были окончательно сформированы.

Спортивный родстер

Mazda MX-5

Первые прототипы были построены в 1986 году, а Mazda MX-5 (Miata) поступила в производство в начале 1989 года. Сделанный из металла, он представлял собой двухдверный, двухместный родстер с открытым кузовом и плавным, округлым дизайном. Экстерьер включал множество элементов дизайна, заимствованных у Lotus Elan. Дверные ручки, «слепые» фары, задние фонари и дизайн решетки радиатора четко подчеркивают связь с британскими родстерами 1960-х годов.

Шасси Mazda MX-5

Монокок кузова MX-5 имел первый силовой подрамник Mazda, который напрямую соединял силовой агрегат с бортовой передачей. Такая конструкция значительно увеличила жесткость кузова, что особенно важно для кабриолета. Полностью стальной кузов был оснащен пластиковыми бамперами и алюминиевым капотом. Подвеска MX-5 полностью соответствует спортивному автомобилю — независимая на двойных поперечных рычагах со стабилизаторами поперечной устойчивости. Другие конструктивные особенности включали реечный руль с усилителем, дисковые тормоза всех колес (передние вентилируемые) и опциональный дифференциал повышенного трения LSD.

Mazda MX-5 British racing green

Четырехцилиндровый двигатель B6-Ze был позаимствован у Mazda 323. Атмосферный агрегат объемом 1,6 литра выдавал 116 л.с. Вполне по современным меркам, это очень соответствует общей концепции автомобиля. Стандартной коробкой передач была пятиступенчатая механическая коробка от Mazda 929. На японском и американском рынках «автоматический» был доступен благодаря точности и усилию переключения. В целом, опции и сложные технические ухищрения MX-5 были минимальными. За адекватные деньги это был легкий и простой двухместный класс.

Успех не заставил себя ждать

Mazda MX-5 Miata

Неудивительно, что за короткий промежуток времени Mazda Miata стала чрезвычайно популярной. Только за первый год японцам удалось продать 35 000 автомобилей. Кроме того, спрос превысил предложение, благодаря отличному рекламному агентству и прекрасным отзывам в профильной прессе. Miath получил высокую оценку за сбалансированное управление, отличную динамику (8,6 с 0-96 км/ч) и низкую стоимость (цены начинаются от 14 000 долларов США). По версии американского журнала Automobile, Mazda MX-5 стала лучшим спортивным автомобилем 1990 года, а по версии издания Sports Car International, японский родич вошел в десятку лучших автомобилей всех времен.

Постепенно автомобиль оброс множеством специальных модификаций. В 1991 году было выпущено ограниченное количество специальных версий. В дальнейшем практикуется выпуск специальных версий только в ширину, а в случае с MX-5 японцы создали около 20 модификаций!

Интерьер Mazda MX-5

С другой стороны, технически автомобиль изменился не сильно. В 1993 году в линейке двигателей появился четырехцилиндровый инжекторный двигатель объемом 1,8 литра и мощностью 131 л.с. Кроме того, конструкторы немного усилили кузов и внедрили подушки безопасности. В таком виде Rogster выпускался до 1997 года. За этот период было произведено 430 000 единиц, что сделало MX-5 самым массовым автомобилем в своем классе.

За вторым поколением в 2005 году последовало третье, а с 2014 года выпускается машина четвертого поколения. Таким образом, популярность маленького японского родственника родителей не ослабла спустя 30 лет!

MAZDA MX-5 Miata — легендарный кабриолет из Германии

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *