Москвич-2150: советский утилитарный внедорожник
Серьезная борьба последовала после того, как советский Минавтопром в начале 1970-х годов одобрил перспективный тип легкового автомобиля, содержащий малолитражные внедорожники на крупном советском автозаводе. Разработка «Нивы» началась с ваза, «Ижмаш» приступил к созданию Иж-14, а «Азлк», взявший из корзины более старую разработку, начал внедрять «Москвич-2150».
Москвич-415
В отличие от своих конкурентов, АЗЛК (бывший МЗМА) уже имел опыт проектирования погрузочного оборудования. В 1957 году завод успешно освоил серийное производство полноприводного Madness-410 с комфортабельным кузовом. Машина оказалась неоднозначной и имела множество недостатков и компромиссов, поэтому в 1950-х годах заводчане приступили к разработке новой полноприводной модели.
Первый прототип увидел свет в 1958 году. В отличие от «Москвича-410», он базировался на прочной лонжеронной раме, покрытой простым, практичным корпусом и внешне напоминал ленд-лизовский «Виллис». По словам главного узла, с Москвичом-410 унифицировался Москвич 4х4 (так временно назывался автомобиль).
Через год появился более продвинутый вариант «полноприводника», с модернизированным агрегатом и новым кузовом под оригинальный дизайн. Кроме того, автомобиль получил собственный отраслевой индекс. Вариант с открытым телом был обозначен как мусковит-415. Это версия с закрытым цельнометаллическим корпусом, передаваемая как «Москвич-416».
Это испытание выявило недостатки машины. Однако, за исключением неадекватного источника питания, большинство из них были устранены. Маломощный 45-сильный двигатель не позволял использовать «Москвич-415» в качестве артиллерийского тягача. Тем не менее, из-за некоторых оговорок автомобиль был готов к принятию на вооружение, но из-за организационных проблем решение о серийном производстве «Москвич-415/416» не было принято.
Москвич-2150
В начале 1970-х годов постановление министерства вновь высасывало жизнь из проекта. В 1972 году один из прототипов «Москвич-415» серьезно перекрестился. Колесная база была увеличена до 2270 мм, а колея — до 1270 мм. Взамен более слабого двигателя М-407 был установлен современный УЗАМ-412ДЕ мощностью 67 л.с. Четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая «раздатка» были собраны с новым двигателем в одном блоке. Зависимые пружинные подвески, мосты и 15-дюймовые колеса остались прежними.
В соответствии с размерами шасси, увеличился кузов автомобиля и, соответственно, интерьер салона. Новый автомобиль получил обозначение «Москвич-415с». Уже на первых испытаниях внедорожник показал свою жизнеспособность. Воодушевленные результатами, московские специалисты продолжили дальнейшее совершенствование автомобиля.
Согласно новой отраслевой норме 1973 года, этот проект стал обозначаться как «Москвич-2150». В отличие от переходного M-415C, внедорожник снова получил два типа кузова, мягкий верх и прочную дугу безопасности, полностью закрытую металлом. Технически M-2150 почти полностью соответствовал своему предшественнику, но внешняя часть была немного обработана. Взамен вокруг них были установлены прямоугольные фары, а задние фонари были интегрированы в УАЗ. В целом автомобиль выглядел практично, но не хуже, чем тот же Land Rover Series III или Toyota Land Cruiser 40.
Интерьер был серьезно улучшен. Передняя панель имела отделку из травмобезопасного материала. руль, щиток приборов, поворотные переключатели и свет фар позаимствованы у Москвича-2140. Кроме того, машина была оснащена травмобезопасной рулевой колонкой с аварийной световой сигнализацией, ремнями безопасности и противоугонным замком зажигания.
Жесткая конкуренция
Напомним, что М-2150 создавался в первую очередь в условиях жесткой конкуренции с ВАЗ-2121 «Ниву». Во многих отношениях «Ниву» желательно использовать. Машина Vaz отличалась высокими динамическими данными, мягкостью движений и комфортным интерьером с отличной отделкой.
Тем не менее, у белой слюды были свои преимущества. Благодаря рамной основе и неприхотливой пружинной подвеске, АЗЛК-2150 был более долговечным. Он может буксировать прицеп весом до 850 кг даже в самых сложных условиях. Кузов merit с плоскими панелями был значительно проще и дешевле в ремонте. В двух словах, если ВАЗ-2121 идеально подходит для работы в городах и пригородах, то Москвич-2150 будет служить в деревнях. Сложные условия эксплуатации, небольшая ремонтная база, в виде низкосортного топлива, и далее все особенности.
Однако в 1976 году бывший директор ВАЗа В.Н. Поляков, активно лоббировавший интересы «своего» завода, выступил против главы Министерства образования и науки. В результате, в отличие от «НИВА», он не получил «Москвич-2150» для утвержденного серийного производства.