Пятница , 24 мая 2024

Советская помощь Китаю: строительство автозавода FAW

15 октября 1956 года начал работу первый завод по производству грузовиков в Китайской Народной Республике. Это событие ознаменовало начало восстановления экономики и заложило основы промышленного величия Китая. Советская помощь в строительстве завода была неоценима. Советский Союз предоставил оборудование, документацию и экспертов. Как это было сделано, читайте в этой статье.

FAW (First Automotive Works)

Опыт Второй мировой войны показал, насколько важно было оснастить армию грузовиками. Индустриализация немыслима без хороших, надежных грузовиков. Лидер Китая Мао Цзэдун понимал это. Однако, пережив разрушительную Вторую мировую войну и последующую гражданскую войну, Китай в конце 1940-х годов не имел опыта строительства заводов по производству автомобилей и грузовиков. Однако Советский Союз сделал это.

В декабре 1949 года президент Мао Цзэдун лично посетил завод ЗИС во время своего визита в нашу страну, после чего начались переговоры о поддержке Советского Союза в строительстве автомобильного завода в Китае.

В апреле 1951 года Министерство тяжелой промышленности Китая одобрило планы по строительству завода по производству грузовиков. Еще через два года в Чанчуне, провинция Гуйлинь, состоялась церемония закладки фундамента завода. Место было выбрано не случайно. Во время войны в Чанчуне был расквартирован крупный гарнизон Квантунской армии, поэтому часть необходимой инфраструктуры уже существовала.

Советская помощь

Советская помощь Китаю и строительство завода FAW

Тем временем на заводе ЗИС был создан специальный отдел АЗ-1 (Автозавод-1) и в сотрудничестве с НАМИ и другими советскими компаниями началась разработка завода по производству китайских автомобилей. Генеральный план предусматривал создание завода полного цикла, способного производить 30 000 грузовиков в год.

Первая стена была построена в ноябре 1953 года. Строительство велось силами инженерного корпуса китайской армии и гражданских рабочих. За работу отвечали около 150 советских специалистов под руководством Б.И. Шигачева.

Советская помощь Китаю в 1950-х годах

Тем временем СССР активно занимался производством необходимых инструментов и оборудования для китайских товарищей. В общей сложности Советы получили более 80% оборудования, включая 4322 сложных станка и различные технические документы, уже переведенные на китайский язык!

Во время строительства завода советские специалисты проводили обучение будущих рабочих. Были прочитаны лекции, опубликованы книги и статьи. Кроме того, в СССР учились граждане Китая. В результате в нашей стране прошли обучение 539 стажеров.

13 июля 1956 года была запущена тестовая производственная линия и собрана первая партия из 12 грузовиков Liberation CA-10.

Jiefang CA-10

FAW Liberation CA10

Грузовики были названы Liberation, что в переводе с китайского означает «освобождение». Нетрудно понять, почему китайцы выбрали именно это название. Это связано с тем, что впервые в истории они перестали зависеть от импортных автомобилей.

Liberation CA-10, с другой стороны, был почти точной копией ZIS-150. Он имел бензиновый двигатель мощностью 90 л.с. и грузоподъемность 4 тонны. Модель CA-10 выпускалась до 1986 года, всего было выпущено 1,28 миллиона экземпляров.

Освобождение CA10

Освобождение CA-10 ярко иллюстрирует, как Советский Союз фактически индустриализировал Китай. Советская помощь не ограничивалась строительством автомобильных заводов, были и другие масштабные проекты в начале 1950-х годов, в ходе которых в Китае работало более 20 000 советских специалистов. Они работали над проектами в машиностроении, металлургии, оборонной промышленности, судостроении и многих других областях.

Своими глазами — Завод FAW в Китае

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *