Пятница , 26 апреля 2024

НАМИ-094, ЗИЛ-132С, МВТУ-2: советские вездеходы на пневмокатках

В 1956 году армия США получила особый тип вездеходной универсальной машины или универсальной транспортной платформы — Terracruiser. При создании полноприводного автомобиля в качестве силовой установки использовались восемь пневматических цилиндров, сгруппированных по четыре на двух балансирных машинах. Появление такой необычной технологии вызвало большой интерес у наших ученых и конструкторов, и в конце пятидесятых годов Советский Союз начал экспериментировать с высокоустойчивыми двигательными установками.

Пневмокаток

Пневматическая шина («роллигон») представляла собой многослойную (2-4 слоя) пневматическую шину с нейлоновым кордом в форме бочки с внутренним давлением (0,105-0,35 кг/см2). Пневматические шины отличались очень низким удельным давлением на грунт, высокой эластичностью и значительной деформацией при рабочих нагрузках.

Пневматические ролики были впервые предложены американским изобретателем Биллом Алби в 1951 году. В США «роллер» вызвал большой ажиотаж благодаря рекламной кампании, в которой ролики с пневматическими тележками наезжали на людей. Как обычно, перспективная разработка не осталась без внимания американских и советских военных.

МВТУ-2

МБТУ-2

Первый советский внедорожник с пневматическим троллейбусным двигателем был построен в 1958 году сотрудниками Московского военно-технического института под названием «Бауман». Этот автомобиль был почти полностью основан на компонентах ГАЗ-69. Двигатель, трансмиссия, раздаточная коробка, бортовая передача и кузовные панели были сняты. Рама была также от 69-го года, но полностью переделана. Цилиндры, получившие название I-220, были изготовлены специалистами Института шинной промышленности. Все цилиндры имели индивидуальные цепные приводы.

Машина (МВТУ-2) имела очень призрачный вид. За открытой двухместной кабиной располагался двигатель, закрытый типичным капотом ГАЗ-69. МБТУ-2 испытывался в трех- и четырехцилиндровом вариантах. Испытания МБТУ-2 показали, что очень низкое удельное давление на грунт обеспечивает машине отличную проходимость по мягкому грунту, влажному грунту, песку и снегу. Однако на дорогах с твердым покрытием производительность Lorigon была недостаточной. Они были подвержены быстрому износу, а также обладали чрезмерным сопротивлением качению. Однако на этом испытания Spiritual rolling в СССР не закончились.

ЗИЛ-132С

ЗИЛ-132С

Помимо МВТУ, специалисты СКБ ЗИЛ провели испытания перспективных гребных винтов. В 1964 году они создали экспериментальный полноприводный внедорожник ЗИЛ-132С. Этот автомобиль базировался на укороченном шасси ЗИЛ-157К. На нем была установлена трехместная кабина ЗИЛ-164 и оригинальная бортовая платформа. Шасси ЗИЛ-132С состояло из четырех пневмоцилиндров И-245, каждый шириной в один метр. Эти пневматические цилиндры также были разработаны в НИИ шинной промышленности, но в отличие от I-220, они имели в четыре раза большую грузоподъемность. ЗИЛ-132С вообще не имел подвески; передний мост был жестко закреплен на раме, а управление осуществлялось от заднего моста. Пневматические тормоза были установлены только на передней оси.

ЗИЛ-132С

ЗИЛ-132С не выдержал испытания. Вездеход универсального назначения управлялся достаточно хорошо и имел радиус поворота 8 метров. В результате проект был прекращен, а прототип уничтожен.

НАМИ-094 (ЭТ-8)

NAMI-094

Кульминацией советской программы «Духовой свиток» стал вездеход ЭТ-8, разработанный специалистами НАМИ в 1963 году. По внешнему виду он был почти точной копией американского FWD Tracruzer. Приводной механизм был представлен двумя взвешивающими креслами-колясками, каждая из которых содержала четыре пневматические ширины шириной 1,2 м. Все движения колес осуществлялись с помощью редукторов, расположенных на балансирных станках. НАМИ-094 имел три автоматически блокирующихся дифференциала на двух рамах и один DIA-Carrier. Бензиновый двигатель мощностью 180 л.с. был позаимствован у Урала-375, а коробка передач — общая с МАЗ-501. Задняя коляска была жестко закреплена на раме, а передняя крепилась с помощью вращающегося диска с гидравлическими роликами.

NAMI-094ET8

В передней части автомобиля находилась четырехдверная кабина от тягача ATC-C. Сразу за ним находилось тело с плоским металлическим корпусом. Полезная нагрузка ET-8 составляла 8 тонн. При этом его вес превысил 12 тонн.

НАМИ-094 оказался отличным транспортным средством на всех участках. Уровень его способности преодолевать более мягкую почву был значительно выше, чем у инвалидной коляски, и приближался к уровню гусеничной машины. Однако NAMI-094 не пошел в производство. Он был тяжелым и дорогим в производстве, и советские военные не были заинтересованы в такой программе.

Ему нет равных по проходимости и сейчас! Советский ЗИЛ-132Р!

Смотрите также

ПКЦ-1, ШН-67 и ГАЗ-47АМА: нетрадиционные вездеходы ЗИЛ

В середине 1960-х годов СКБ ЗИЛ завершило испытания экспериментального вездехода ЗИЛ-Э167. Несмотря на невероятную проходимость, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *