Снегоочиститель ДАК-5 на базе ЗИС-5: чем чистили дороги до войны
Необычные машины необходимы нашей стране. Сегодня они так же актуальны, как и 85 лет назад. Одним из самых интересных снегоходов довоенной эпохи был двухместный снегоход ДАК-5, созданный на базе гусеницы ЗИС-5.
Снегоход ДАК-5 был разработан в 1935 году в Центральном научно-исследовательском автомобильном институте (ЦАНИИ, сегодня НииАТ). Дак-5 был двухосным с боковыми крыльями. С помощью связей и толкающих рам были установлены на ЗИС-5. Снегоходная машина использовалась для очистки дорог от свежевыпавшего или убранного снега толщиной не более 300 мм.
Передняя часть ряда состояла из двух лопастей толщиной 3-4 мм, изогнутых и приваренных друг к другу под углом 100°. В месте сварки был прикреплен снеговик. На дне формы был край с ножом. Они были приклепаны на месте и могли быть заменены в случае необходимости. Лопасти были очень жесткими, а балки держались вертикально. Формы были прикреплены к машине, переднему мосту, рычагу и соединительной и толкающей раме. В левом и правом углах в нижней части доски находились слайдеры, а на концах — специальные лыжи. В месте транспортировки лыжи выдвигаются и поднимают форму, опускают ползуны и опускают форму. При необходимости форму можно извлечь через 12-15 минут.
Дополнительные крылья на правой стороне автомобиля помогали перемещать снежные цилиндры, образовавшиеся в результате движения носовой части или дополнительного расширения полосы мойки. Крылья приводились в рабочее состояние с помощью телескопических труб и подъемных механизмов.
Общий вес снегоходной машины DAK-5 составлял 650 кг. Свободная ширина носовой части составляла 2200 мм, а боковых крыльев — 3600 мм. Высота передних лопастей составляла 1020 мм, а внешних (задней части) — 750 мм. Основным преимуществом снегоходной машины по сравнению со снегоходом «Сноумобиль» была скорость работы. Таким образом, при высоте свежего снега 150 мм Dak-5 может работать на скорости до 25 км/ч. При двойном снежном покрове он мог работать на скорости до 12 км/ч. Выпуск машины «Снегоход» выиграл завод «Дормашина» из Рыбинска. Кстати, в их число вошли асфальтовые цилиндры, грейдеры, те же снегоходные машины и другая техника.
В довоенный период DAK-5 использовался в качестве снегохода на аэродроме, а также работал на городских и сельских дорогах. Короче говоря, когда была относительно ровная поверхность. Он также использовался для обслуживания зимних дорог Ладоги во время войны.