Четверг , 25 апреля 2024

СУ-76М (СУ-15) и другие самоходные артиллерийские установки ГАЗ

Как и многие другие автомобильные заводы в Советском Союзе во время войны, горьковские автозаводы были реорганизованы для военного производства. Газ выпускал в больших масштабах артиллерийскую установку СУ -76М -76М, самую большую САУ, выпускавшуюся в больших масштабах во время войны. Кроме того, конструкторы завода разработали и другие автомобили.

ГАЗ-71 (СУ-71), ГАЗ-72 (СУ-72)

В 1942 году Главное бронетанковое управление (ГАБТУ) поручило Горьковскому автозаводу разработать легкую 76-мм артиллерийскую систему. Газ не отказался от работы, так как уже имел опыт производства и модернизации легких Т-60 и Т-70.

Осенью 1942 года были построены три ГАЗ-71 (конструктор В.А. Соловьев) и самоходка ГАЗ-72 (конструктор А.С. Маклаков). Оба танка созданы на базе долговременного танка Т-70 и подверглись значительной переработке. Задняя передача приводилась в движение двумя двигателями ГАЗ-202 мощностью 140 л.с. Основным вооружением ГАЗ-71 была 76-мм пушка ЗиС-3, а на ГАЗ-72 устанавливалась 37-мм зенитная пушка.

Эти машины не выпускались из-за их ненадежности и недостаточной эффективности в бою.

ГАЗ-15-126 (СУ-76М, СУ-15)

СУ-76М

Однако опыт создания ГАЗ-71 оказался полезным. В 1943 году КБ ГАЗ взялось за модернизацию неудачной САУ СУ-76, разработанной в КБ №38 имени Кирова.

Ведущий конструктор Владимир Дедков серьезно переработал автомобиль и использовал силовые комплексы ГАЗ-203 от Т-70 «Колесница». Они состояли из двух двигателей ГАЗ-202, расположенных тандемом. Это решение значительно повысило надежность энергетического комплекса. Система привода была практически идентична таковой у танков Т-70, за исключением того, что она была удлинена цилиндрами.

СУ-76М СУ-15

Танк СУ-76М был компромиссной машиной с множеством достоинств и недостатков. В армии автомобиль получил высокую оценку за отличную гибкость и малый вес. Он может легко преодолеть отсутствие дорожных условий, недоступных для более тяжелых автомобилей. С другой стороны, его малый вес был обусловлен низким уровнем пуленепробиваемой брони. Однако СУ-76М (СУ-15) успешно разрабатывался на ГАЗе до 1945 года. Всего на заводе было выпущено 9133 автомобиля.

ГАЗ-74 (СУ-74Б), ГАЗ-74Д (СУ-74Д)

ГАЗ-74Д

Одновременно с созданием СУ-76М ГАЗ работал над созданием боевой бронированной машины Газ-74. Главным конструктором автомобиля был назначен Александр Сергеевич Маклаков.

Отличаясь разумным наклоном листов и низким силуэтом, САУ имела тот же тип сварного щитового корпуса без башен; в качестве основного вооружения использовался оригинальный калибр 1-С-57 57 мм. Вдоль правого борта располагался двигатель ЗиС-16 мощностью 104 л.с. Кроме того, ГАЗ построил еще один самоходный ГАЗ-74Д с дизельным двигателем GMC мощностью 110 л.с. по ленд-лизу, 76-мм пушкой Ф-34 и усиленными броневыми щитами.

Машины выглядели очень многообещающе, но до тех пор оружие считалось неэффективным и не поступало в массовое производство.

ГАЗ-75

Экспериментальная САУ ГАЗ-75 СУ-85

Очевидным развитием горьковского автомобиля было повышение боевой эффективности за счет установки более мощной артиллерии. В 1944 году в рамках горьковского ГАЗ-74Д был собран экспериментальный ГАЗ-75 (и.о. конструктора Гавалова) с 85-мм пушкой Д-5-С.

На корме находился двигатель ГАЗ-203 с тандемным двигателем мощностью 140 л.с. Этот двигатель обеспечивал автомобилю массой 15 тонн максимальную скорость 37 км/ч. Обладая огневой мощью, сравнимой с СУ-85 (САУ на базе Т-34), газовая машина была вдвое легче, а 82-мм щит — вдвое толще.

Тем не менее, производство ГАЗ-75 не было признано целесообразным, поскольку потребовалось бы значительное обновление заводского оборудования.

ГАЗ-15А (СУ-85А), ГАЗ-15Б (СУ-85Б)

СУ-85А

Отказавшись от радикально новой самоходки ГАЗ-75, ГАЗовцы начали совершенствовать СУ-76М, установив на него 85-мм пушку Д-5-С. Прототип был построен в 1944 году и получил обозначение ГАЗ-15А (конструктор В.С. Соловьев).

Новое оружие требовало модернизированной трансмиссии. Рама была усилена путем установки дополнительных пружин в передние и задние шпангоуты катков, а вместо опорных катков были установлены ползуны.

Пока автомобиль проходил модернизацию, в апреле 1945 года был построен второй опытный образец ГАЗ-15Б. На нем была установлена новая 85-мм пушка ЛБ-2 и двигатель ГАЗ-203Ф мощностью 160 л.с.

Когда испытания были завершены, война уже закончилась, и САУ не пошла в серийное производство.

Самоходные артиллерийские установки ГАЗ

С самого начала войны инженеры Горьковского автомобильного завода занимались разработкой, модернизацией и производством в общем-то малозначимых машин. Впрочем, как и на многих других автозаводах Советского Союза.

В любом случае, конструкторы ГАЗа получили огромный опыт, который помог им в создании новых, уже по-настоящему мирных автомобилей. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Quan Guan 100085 — SU-76M / СУ-76М. Легендарная советская самоходная артиллерийская установка.

Смотрите также

Снегоуборочные машины СССР 60-70-х

Без специальных коммунальных машин нормальная работа городской инфраструктуры в зимний период была бы невозможна. В …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *