ПКЦ-1, ШН-67 и ГАЗ-47АМА: нетрадиционные вездеходы ЗИЛ
В середине 1960-х годов СКБ ЗИЛ завершило испытания экспериментального вездехода ЗИЛ-Э167. Несмотря на невероятную проходимость, конструкторы Московского моторного завода довольно быстро обнаружили пределы возможностей колесных транспортных средств для передвижения по бездорожью. Это заставило советских инженеров разрабатывать внедорожники с нетрадиционными внедорожными возможностями.
ГАЗ-47АМА
Первый ГАЗ-47 был оснащен колесно-гусеничным движителем конструкции Александра Михайловича Авенариуса в ноябре 1964 года. Он работает следующим образом. Приводная шестерня вращала цепь, к которой был прикреплен вращающийся ролик. Затем цилиндр катится по опорам, прочно соединенным с кузовом внедорожника.
Ролики вращались на твердой поверхности, и транспортное средство двигалось со скоростью, вдвое превышающей скорость роликовых дорожек. На мягком грунте катки не вращались, а действовали как канавки для увеличения тяги. Скорость движения в этом случае соответствовала скорости движения цепи.
Летом 1965 года были проведены испытания ГАЗ-47АМА, но испытания не были особенно успешными. Испытатели обнаружили, что ожидаемое увеличение проходимости по сравнению с базовым ГАЗ-47 не оправдалось. Надежность гусеничного колесного конвейера была ниже, чем надежность обычного гусеничного колесного конвейера. Тем не менее, Жиров не отказался от идеи цилиндров.
В январе 1965 года ОКБ в сотрудничестве со специалистами Московского технического университета им. Баумана построило машину ПКТС-1. Его машина была попыткой объединить преимущества колесных и гусеничных машин.
Принцип кузова был аналогичен кузову ГАЗ-47АМА, но цилиндры были пневматическими, а между цилиндрами вместо лыж были понтоны. Кроме того, PCC-1 имел оригинальный водоизмещающий корпус, двигатель ЗИЛ-123Ф мощностью 110 л.с., пятиступенчатую коробку передач ЗИС-120 и бортовую и главную передачи трактора «Беларус».
Испытания PCC-1 показали, что он обладает гораздо лучшей проходимостью, чем ГАЗ-47АМА. Однако мощности двигателя ЗИЛ-123F оказалось недостаточно, и в 1966 году грузовик был модернизирован. Он был оснащен двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. и гидромеханической коробкой передач ЗИЛ-135Л.
PCC-1M показал отличную проходимость по мягкой местности, глубокому снегу и колейным выемкам. Однако на грунтовых дорогах вездеход показал себя неудовлетворительно. Рулевые характеристики были плохими, и он легко скакал. Кроме того, часто рвалась или проскальзывала приводная цепь.
Поиски автомобиля с ультимативным требованием пересечь границу продолжались. В 1967 году команда Зилова создала снегоход ШН-67.
Уникальной особенностью SHN-67 была его двигательная установка, состоящая из двух роторов на каждой стороне аппарата. Они представляли собой полые цилиндры с мощными винтовыми домкратами. На вездеход устанавливался двигатель ЗИЛ-375А номинальной мощностью 180 л.с., который работал с гидромеханической коробкой передач ЗИЛ-135Л. Сердцем автомобиля стала легкая алюминиевая рама, а корпус был обшит стальными листами. Кабина представляла собой стеклопластиковую трехместную кабину производства PEU.
4 марта 1967 года ШН-67 прибыл в Подмосковье для испытаний, которые прошли с отличными результатами. Автомобиль очень уверенно вел себя на снегу, болотистой и грязной местности. Кроме того, он обладает отличной плавучестью, развивая в воде скорость до 8 км/ч. В то же время, по сравнению с ПКТС-1М, ШН-67 была более технологичной и легкой. Однако были и некоторые недостатки. SHN-67 был менее маневренным, его разворачивало боком на твердых поверхностях, а стальной носитель подвергался большему износу.
Тем не менее, разработка винтовых машин на ЗИЛе не была прекращена. Инженеры постоянно совершенствовали конструкцию. Это привело к созданию и последующему серийному производству системы привода шнека ЗИЛ-29061.