Пятница , 26 апреля 2024

ПКЦ-1, ШН-67 и ГАЗ-47АМА: нетрадиционные вездеходы ЗИЛ

В середине 1960-х годов СКБ ЗИЛ завершило испытания экспериментального вездехода ЗИЛ-Э167. Несмотря на его невероятные внедорожные способности, московские автоконструкторы сравнительно быстро обнаружили пределы возможностей колесных транспортных средств передвигаться по дорогам. Это заставило советских инженеров разработать нерегулярные дорожные машины с нетрадиционными возможностями.

ГАЗ-47АМА

Первым был ГАЗ-47 с колесно-гусеничным движителем, разработанный Александром Михайловичем Авенариусом в ноябре 1964 года. Это работало следующим образом. Механизм движения состоял из качающейся цепи и вращающегося цилиндра. Цилиндр был заведен в кронштейны, строго прикрепленные к кузову нерегулярного транспортного средства.

При движении по твердым поверхностям цилиндр вращался, и автомобиль двигался в два раза быстрее, чем гусеница. На мягких почвах цилиндр не вращался, но выполнял функцию желобка для увеличения тяги. Скорость движения в этом случае соответствовала скорости движения цепи.

Тесты PKC-1 и GAZ-47AMA

Летом 1965 года прошли испытания ГАЗ-47АМА, которые не были особенно успешными. Испытатели обнаружили, что ожидаемое увеличение проходимости по сравнению с базовым ГАЗ-47 не оправдалось. Надежность перевозчиков с гусеничными колесами была ниже, чем у обычных перевозчиков с гусеничными колесами. Однако Зилов не отказался от идеи ролика.

PKC-1

В январе 1965 года конструкторское бюро в сотрудничестве со специалистами из Московского государственного технического университета совместно с Бауманом построило машину ПКТС-1. Его машина была попыткой объединить преимущества колесных и гусеничных машин.

Кузов начинался аналогично ГАЗ-47АМА, но цилиндры были спиральными, а вместо лыж — понтоны. Кроме того, PCC-1 имел ранний водоизмещающий корпус, двигатель ЗИЛ-123Ф мощностью 110 л.с., 5-ступенчатую коробку передач ЗИС-20, бортовую передачу и главную передачу тягача.

PKC-1 ЗИЛ

Испытания PCC-1 показали, что он имеет гораздо лучшее транзитное прохождение, чем Газ-47АМА. Однако двигатель ЗИЛ-123Ф оказался недостаточно мощным, и в 1966 году грузовик был модернизирован. Он был оснащен двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. и коробкой передач ЗИЛ-135Л.

PCC-1M показал отличную проходимость по мягкой почве, глубокому снегу и болтам. Однако на дорогах с твердым покрытием все наземные транспортные средства показали неудовлетворительные результаты. У него были неадекватные адресные признаки и склонность к галопу. Кроме того, цепи для перемещения часто ломались или соскальзывали.

ШН-67

Поиск транспортных средств с ультимативной пропускной способностью для транзита из страны в страну продолжался. В 1967 году команда Зилова создала автомобиль СН-67 со снежным трактором.

Единственной особенностью SHN-67 была его система движения — состоящая из двух роторов с каждой стороны машины. Они представляли собой полые цилиндры, оснащенные мощными вертолетами. Вседорожник был оснащен двигателем ЗИЛ-375А мощностью 180 л.с., который использовал гидромеханическую коробку передач ЗИЛ-135Л. Сердцем машины была легкая алюминиевая рама, а корпус был обшит стальными плитами. Кабина представляла собой трехместную стеклопластиковую кабину PEU.

ШН-68.

4 марта 1967 года ШН-67 прибыл на испытания в Подмосковье, где показал отличные результаты. Автомобиль очень уверенно вел себя на снегу, болотистой и грязной местности. Кроме того, он обладает отличной плавучестью, развивая под водой скорость до 8 км/ч. В то же время, по сравнению с ПКТС-1М, СН-67 был более технически прогрессивным и весил меньше. Однако были и некоторые недостатки. SHN-67 имел плохую управляемость и уходил в сторону на твердых поверхностях, а стальной носитель испытывал повышенный износ.

Однако рост винтовых машин ЗИЛ не был прекращен. Инженеры постоянно совершенствовали конструкцию. Это привело к созданию, а затем и серийному производству винтового двигателя ЗИЛ-29061.

Секретный ЗИЛ ПКЦ-1 на пневмокатках — уникальный вездеход СССР

Смотрите также

ЗИС-АТ-8 (АТ-14): многомоторный гусеничный тягач

В 1930-х годах советская автомобильная промышленность не производила мощных многоцилиндровых двигателей. Однако у них была …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *