ГАЗ-12 ЗИМ: представительский седан для советской номенклатуры
ГАЗ-12 (ЗИМ) — знаковый автомобиль советской автомобильной промышленности. Это был первый отечественный легковой автомобиль с гидромеханической трансмиссией, первый в мире седан с несущим кузовом и тремя рядами сидений, а также первый представительский автомобиль Горьковского автомобильного завода. И какой он был дизайн!
ГАЗ-12
Чтобы заполнить пробел в типах легковых автомобилей, правительство заказало в 1948 году создание автомобиля, находящегося где-то между ГАЗ-М-20 «Победа» и ЗИС-110. Задача была возложена на Горьковский завод. Более того, на его реализацию было отведено всего 29 месяцев, несмотря на то, что ГАЗ никогда ранее не занимался производством автомобилей такого класса. Общее руководство проектом, получившим название ГАЗ-М-12, возглавил Андрей Александрович Липгардт, а ведущим конструктором автомобиля стал Николай Александрович Юшманов.
Ввиду сжатых сроков, при разработке нового автомобиля конструкторы решили опираться на ГАЗ-М-20 «Победа». Летом 1948 года ГАЗ-26 был собран. Это был экспериментальный перевозчик для агрегатов («мул» на жаргоне производителей автомобилей). Опора poveda была разрезана пополам и оснащена 0,5-метровой вставкой, что позволило получить колесную базу 3200 мм. Габаритная длина увеличилась до 5165 мм, а масса автомобиля — до 1800 кг, согласно расчету будущего ZIM. В таком виде ГАЗ-26 наматывал испытательные километры до конца осени того же года. Мул позволил значительно сократить объем расчетов при проектировании монокока кузова ГАЗ-М-12 и ускорил разработку.
Великолепный дизайн
Параллельно с тем, как «мул» наматывал тестовые километры, горьковчане начали работу над стилистическим оформлением кузова ГАЗ-М-12. Лев Михайлович Елемеев, в то время автомобильный дизайнер или художник, наметил общий стиль кузова, похожего на «Победу». Те же гладкие боковые стенки, выступающий над крыльями капот, клиновидное лобовое стекло.
Деревянная модель автомобиля была собрана к осени 1948 года, а следующей зимой был построен первый ходовой прототип, установленный на задней части Phaeton. По сути, его кузов представлял собой удлиненный, модифицированный снаружи «Победовский» кузов без крыши. Однако возникла проблема, связанная с тем, что было совершенно невозможно комфортно разместить трех пассажиров между колесными арками при сохранении стандартного заднего протектора в 1362 мм. Грузовик пришлось расширить. Учитывая жесткие ограничения по весу, расширять весь кузов было нецелесообразно.
Немного подумав, Лев Еремеев поступил просто и элегантно. Путем установки пуансона задние крылья были расширены, что позволило вынести задние колесные арки наружу. В результате задний протектор был увеличен до приемлемых 1500 мм. Кроме того, эти стилевые решения были дополнительно украшены хромированным декором, что сделало образ ГАЗ-12 более динамичным и ярким. В соответствии с новым дизайном были построены два прототипа — Phaeton и седан. 14 июня 1949 года автомобиль был представлен первому государственному жюри в Кремле и получил очень высокие оценки.
На серийных агрегатах
В технических аспектах ГАЗ-12 старались максимально соответствовать серийным моделям Горьковского автозавода. Передняя подвеска независимая, с пружинной связью и стабилизаторами. По своей конструкции он повторял подвеску ГАЗ-М-20. Задняя подвеска рессорная с гипоидной осью.
Новинкой стала механическая коробка передач с синхронизацией на две и три ступени. Но главным было то, что впервые в отечественной практике в трансмиссии использовалась гидромуфта, расположенная на фланце коленчатого вала перед сцеплением. Гидромуфта значительно облегчила управление автомобилем при трогании и переключении, способствовала сглаженному рывку, а также позволила трансмиссии двигаться прямо на передаче на минимальной скорости. За счет ватерклозета движущийся ГАЗ-12 воспринимался более «плавным», чем ЗИС-110.
Под круглым капотом автомобиля располагался известный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11. Конструктивно это был улучшенный двигатель от ГАЗ-51, с алюминиевым SBC, двумя карбюраторами К-21 и увеличенной степенью сжатия 6,7 градусов. В результате мощность 3,5-литрового двигателя была увеличена до 90 л.с. Не очень серьезный показатель на фоне американского автопрома того времени, но в условиях послевоенного дефицита топлива в Советском Союзе большего и не требовалось.
ЗИМ, а затем ГАЗ-12
В октябре 1950 года получил собственное имя — Winter rose для производства. Комфортабельные седаны достались советской власти среднего ранга, такуйопарк, свободная продажа. Да, Winter можно купить для личного пользования, но за приятные 40 000 рублей. За те же деньги можно купить две с половиной победы или четыре Москвича-400. Сумма денег для простого советского человека неподъемная. Однако зимой они могли воспользоваться такси и санитарными самолетами. Его выпуск был освоен годом позже.
В ноябре 1957 года, после организации Политбюро товарища Молотова, названного в честь государственного автозавода, Молотов был переименован в Горького. В соответствии с ним зима называлась Газ-12. Седан оставался в производстве до конца 1959 года. Заказ продержался на конвейере еще год. Всего было выпущено 21527 автомобилей.