НАМИ-094, ЗИЛ-132С, МВТУ-2: советские вездеходы на пневмокатках

В 1956 году на вооружение армии США поступил Teracruzer, очень уникальный автомобиль, представляющий собой всетерриториальную, а точнее универсальную транспортную платформу. При создании полноприводного автомобиля в качестве силовой установки использовались восемь спиртовых цилиндров, сгруппированных по четыре в двух балансирных машинах. Появление таких необычных технологий вызвало большой интерес среди ученых и конструкторов, и в конце 1950-х годов в Советском Союзе начались эксперименты с высокоэластичными системами продвижения.

Пневмокаток

Шины («Rolligon») представляли собой многослойные (2-4 слоя) нейлоновые шины бочкообразной формы с внутренним давлением (0,105-0,35 кг/см2). Спиртовые шины отличались очень низким удельным подземным давлением, высокой эластичностью и значительной деформацией под нагрузкой.

Духовой цилиндр был впервые предложен в 1951 году американским изобретателем Билби. В США «ролл» наделал много шума благодаря рекламной кампании, в которой автомобили, оборудованные духовными тележками, перевозили людей. Как обычно, очень перспективная разработка не осталась без внимания как американских, так и советских военных.

МВТУ-2

МБТУ-2

Первый автомобиль с духовным субстратом в СССР был построен в 1958 году сотрудниками Московской военной академии имени Баумана. Автомобиль почти полностью базировался на компонентах ГАЗ-69. Двигатель, коробка передач, трансмиссия, последний двигатель и кузовные панели были удалены. Фреймворк также пришел из 69, но был полностью переработан. Цилиндры, получившие название I-220, были изготовлены специалистами Института шинной промышленности. Все цилиндры имели индивидуальные механизмы с цепями.

Машина (МВТУ-2) имела очень эффектный внешний вид. За открытой двухместной кабиной располагался двигатель, закрытый типичным капотом ГАЗ-69. MBTU-2 испытывался в трех- и четырехцилиндровом вариантах. Испытания MBTU-2 показали, что очень низкое специальное давление на грунт обеспечивает машине отличную способность преодолевать мягкий грунт, болота, песок и снег. Однако на дорогах с твердым покрытием Rolligons показал себя плохо. Они были подвержены быстрому износу и имели чрезмерное сопротивление качению. Однако на этом эксперимент по ментальному доминированию в СССР не закончился.

ЗИЛ-132С

ЗИЛ-132С

В дополнение к МВТУ специалисты СКБ ЗИЛ опробовали очень перспективный пропеллер. В 1964 году они создали экспериментальный полноприводный автомобиль — ЗИЛ-132С. Автомобиль базировался на укороченной раме ЗИЛ-157К. На нем была установлена трехместная кабина ЗИЛ-164 и оригинальная плоская платформа-платформа. Рама ЗИЛ-132С состояла из четырех духовных цилиндров I-45 шириной один метр. Эти спиртовые баллоны также были разработаны Институтом шинной промышленности, но, в отличие от I-220, они имели в четыре раза большую грузоподъемность. ЗИЛ-132 не имел подвески, а передняя ось была строго закреплена на заднем мосту и рулевом управлении. Духовые тормоза располагались только на передней оси.

ЗИЛ-132С

ЗИЛ-132 не выдержал испытания. Все наземные транспортные средства имели умеренный ход, а их балки составляли 8 метров. В результате проект был закрыт, а оригинал уничтожен.

НАМИ-094 (ЭТ-8)

NAMI-094

Кульминацией советской программы «Духовой свиток» стал вездеход ЭТ-8, разработанный специалистами НАМИ в 1963 году. По внешнему виду он был почти точной копией американского FWD Tracruzer. Приводной механизм был представлен двумя взвешивающими креслами-колясками, каждая из которых содержала четыре пневматические ширины шириной 1,2 м. Все движения колес осуществлялись через редукторы, расположенные на балансировочных станках. НАМИ-094 имел три автоматически блокирующихся дифференциала на двух рамах и один DIA-Carrier. Бензиновый двигатель мощностью 180 л.с. был позаимствован у Урал-375, а коробка передач — общая с МАЗ-501. Задняя коляска была жестко закреплена на раме, а передняя крепилась с помощью вращающегося диска с гидравлическими роликами.

NAMI-094ET8

В передней части автомобиля находилась четырехдверная кабина от тягача ATC-C. Сразу за ним находился чисто металлический кузов с плоскими морковками. Полезная нагрузка ET-8 составляла 8 тонн. При этом его вес превысил 12 тонн.

НАМИ-094 оказался отличным транспортным средством на всех участках. Уровень его способности переходить с грунта на более мягкую почву был значительно выше, чем у инвалидной коляски, и приближался к уровню гусеничной машины. Однако NAMI-094 не был произведен. Он был тяжелым, дорогим и затратным в производстве, и советские военные не были заинтересованы в такой программе.

Комплекс поисково-эвакуационных машин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»