Великая Отечественная война показывает, что успешное выполнение военных задач в первую очередь зависело от мобильности войск. Прежде всего, требовались специальные транспортные средства, способные безопасно передвигаться по заснеженной почве. Таким образом, после окончания войны разработка нового поколения внедорожников началась с разработки С-21.
Проект С-21
Уже во время войны, в рамках кредитного лизинга, канадский снегоход Bombardier, модели B-2 и B-3 были сданы Советскому Союзу. Во время тестирования они показали высокую рентабельность. В результате СССР решил разработать аналогичный снегоход.
Разработка автомобиля была начата в 1948 году группой конструкторов Горьковского индустриального института. Компоновка всех наземных машин напоминала артиллерийские тягачи того времени. Машины имели гусеничные тележки, кабину автомобильного типа и грузовую платформу в задней части. Однако, в отличие от артиллерийских тягачей, новые машины имели важное преимущество — грузоподъемность.
Конструкция вездехода
Плавучесть обеспечивалась закрытым металлическим корпусом. Имелся шестицилиндровый бензиновый двигатель Gas 51 мощностью 79 л.с. Двигатель был получен от автомобиля ГАЗ-51 и использовал механическую коробку передач, задний вал и карданный вал. Шасси было полностью оригинальным. В нем использовались пятиточечные катки с задними колесами и подвеска с крутящимися штангами. В качестве цилиндров использовались колеса «Москвич-400» с губками вместо будок и шкафов ГАЗ-20.
Широкая резиново-металлическая гусеница привела к низкому давлению на почву — 0,13 кг/см2 . Он перемещал до 1 метра снега, до 30° снежного покрова и срезал деревья со стволами диаметром до 15 см!
Короче говоря, С-21 был беспрецедентным в своей способности преодолевать землю на тот момент времени. Это был не простой снегоход. Появилась новая категория транспортных средств — так называемые снегоходы.
В ходе испытаний в машинах было выявлено несколько конструктивных и проектных недостатков, и C-21 был отправлен на модернизацию. Затем он привел к созданию снегоболотохода C-22. Однако, несмотря на в целом успешные планы, C-21 и C-22 не были выпущены в большом количестве, поскольку возможности лаборатории были весьма ограничены. Впоследствии эти автомобили появились на рынке Gaz и послужили основой для разработки внедорожников.