Среда , 29 мая 2024

FSD Nysa-521(522): неказистый польский грузовичок

После окончания Второй мировой войны в СССР наблюдалось бурное развитие грузовых автомобилей, причем основное внимание уделялось автомобилям средней и большой грузоподъемности. В то же время в стране было много малых и средних предприятий, которым требовались небольшие грузовики, особенно грузовые. Отечественная автомобильная промышленность выпускала эти машины, но в совершенно недостаточном количестве. Недостаток был компенсирован поставками из стран-членов ЕЭС. Например, Nysa — уродливые грузовики со смешными названиями Nysa-521 и 522 — пришли из Польши.

FSD Nysa

В 1957 году решением правительства мебельная фабрика в небольшом городке Ныса на юго-западе Польши была переоборудована в завод по производству автомобилей. В то время спрос на металлическую мебель был невелик, но в стране ощущалась нехватка грузовиков для доставки. В 1957 году завод выпустил свой первый автомобиль — Ныса-Н57. Это был цельнометаллический фургон, установленный на шасси Warszawa M-20, лицензионной копии ГАЗ-М-20. Он имел трехдверный кузов фургон и грузоподъемность 800 кг. Два года спустя была выпущена новая серия под названием Nysa-N59. Она включала грузовой фургон N59P, 10-местный микроавтобус N59M и машину скорой помощи N59S.

Ныса-Н59С

Первое значительное расширение производства произошло в 1964 году. К тому времени завод под названием FSD (Fabryka Samochodow Dostawczych) перешел на новую модель Nysa-501. Модельный ряд состоял из трех основных автомобилей: фургон 501F, микроавтобус 501M и фургон 501T. Главным новшеством стал модернизированный двигатель Warszawa M-20 с максимальной мощностью 70 л.с. Кроме того, автомобили получили кузов с измененной решеткой радиатора и увеличенным ветровым стеклом.

Ныса-501

Массовые поставки автомобилей FSD в СССР начались в 1967 году. В нашу страну поставлялись две модели — пассажирские (Ныса-501М) и утепленные (Ныса-501С) вагоны. Эти автомобили были очень полезны, поскольку ни один отечественный завод не выпускал ничего подобного. Их простая конструкция также была привычна для операторов, а ремонт не представлял проблемы. К 1968 году более половины польских грузовиков экспортировалось, 30% из них использовались в СССР. Однако эти грузовики не были популярны в нашей стране. Этого нельзя было сказать о моделях второго поколения.

Nysa-521 и 522

Ныса-521

В 1968 году конструкторы компании FSD приступили к очередному усовершенствованию грузовиков. Новая Ныса-521 получила кузов с новой решеткой радиатора с небольшим капотом в стиле «автобус» и огромным панорамным ветровым стеклом. Складной кожух облегчает рутинное обслуживание, обеспечивая легкий доступ к бачку омывателя и воздушному фильтру. Интерьер также был чистым — Ныса-521 имел улучшенную обивку салона, удобные передние сиденья и мощный радиатор.

Механически грузовик не изменился. Стальная рама все еще была на месте. Подвеска была закреплена болтами, с независимой подвеской на поперечных рычагах и пружинах спереди и пружинной подвеской на жесткой балке сзади. Двигатель S-21 мощностью 70 л.с. и трехступенчатая коробка передач также были заимствованы у варшавского M-20. Задний мост — от варшавского M-20.

Ныса 522

К 1972 году на улицах СССР уже находилось 30 000 «Нушей». К тому времени польские «Нуши» завоевали репутацию надежных и прочных машин. Однако архаичный дизайн был вреден для функциональности. Грузовики имели плохую управляемость и устойчивость на высоких скоростях, а тормозная система была не очень эффективной. Производство модернизированного Ныса-522 с двухконтурной тормозной системой и высотой крыши 110 мм началось в 1976 году. Рассматривались и более серьезные модификации, включая переднеприводную версию. Однако бедный завод не мог найти денег на его покупку. Тем не менее, импорт «Нысы» неуклонно рос, и в 1978 году FSD поставила в СССР 100 000-ю «Нысу». Это была вершина развития польской марки, в том году было выпущено 18 200 автомобилей.

ZSD Nysa-521

С открытием завода RAF необходимость в импорте польских грузовиков и микроавтобусов начала постепенно снижаться. К 1990 году производство упало до 10 366 автомобилей, которое полностью прекратилось с распадом Советского Союза; в 1992 году FSD выпустила всего 2 720 грузовиков. Завод просуществовал еще два года, пока его не поглотила южнокорейская компания Daewoo.

Самый худший микроавтобус. Тест драйв Nysa 522. Не ожидал

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *