FSD Nysa-521(522): неказистый польский грузовичок

После окончания Второй мировой войны в СССР наблюдалось бурное развитие грузовых автомобилей, причем основное внимание уделялось автомобилям средней и большой грузоподъемности. В то же время в стране было много малых и средних предприятий, которым требовались небольшие грузовики, особенно грузовые. Отечественная автомобильная промышленность выпускала эти машины, но в совершенно недостаточном количестве. Недостаток был компенсирован поставками из стран-членов ЕЭС. Например, Nysa — уродливые грузовики со смешными названиями Nysa-521 и 522 — пришли из Польши.

FSD Nysa

В 1957 году решением правительства мебельная фабрика в небольшом городке Ныса на юго-западе Польши была переоборудована в завод по производству автомобилей. В то время спрос на металлическую мебель был невелик, но в стране ощущалась нехватка грузовиков для доставки. В 1957 году завод выпустил свой первый автомобиль — Ныса-Н57. Это был цельнометаллический фургон, установленный на шасси Warszawa M-20, лицензионной копии ГАЗ-М-20. Он имел трехдверный кузов фургон и грузоподъемность 800 кг. Два года спустя была выпущена новая серия под названием Nysa-N59. Она включала грузовой фургон N59P, 10-местный микроавтобус N59M и машину скорой помощи N59S.

Ныса-Н59С

Первое значительное расширение производства произошло в 1964 году. К тому времени завод под названием FSD (Fabryka Samochodow Dostawczych) перешел на новую модель Nysa-501. Модельный ряд состоял из трех основных автомобилей: фургон 501F, микроавтобус 501M и фургон 501T. Главным новшеством стал модернизированный двигатель Warszawa M-20 с максимальной мощностью 70 л.с. Кроме того, автомобили получили кузов с измененной решеткой радиатора и увеличенным ветровым стеклом.

Ныса-501

Массовые поставки автомобилей FSD в СССР начались в 1967 году. В нашу страну поставлялись две модели — пассажирские (Ныса-501М) и утепленные (Ныса-501С) вагоны. Эти автомобили были очень полезны, поскольку ни один отечественный завод не выпускал ничего подобного. Их простая конструкция также была привычна для операторов, а ремонт не представлял проблемы. К 1968 году более половины польских грузовиков экспортировалось, 30% из них использовались в СССР. Однако эти грузовики не были популярны в нашей стране. Этого нельзя было сказать о моделях второго поколения.

Nysa-521 и 522

Ныса-521

В 1968 году конструкторы компании FSD приступили к очередному усовершенствованию грузовиков. Новая Ныса-521 получила кузов с новой решеткой радиатора с небольшим капотом в стиле «автобус» и огромным панорамным ветровым стеклом. Складной кожух облегчает рутинное обслуживание, обеспечивая легкий доступ к бачку омывателя и воздушному фильтру. Интерьер также был чистым — Ныса-521 имел улучшенную обивку салона, удобные передние сиденья и мощный радиатор.

Механически грузовик не изменился. Стальная рама все еще была на месте. Подвеска была закреплена болтами, с независимой подвеской на поперечных рычагах и пружинах спереди и пружинной подвеской на жесткой балке сзади. Двигатель S-21 мощностью 70 л.с. и трехступенчатая коробка передач также были заимствованы у варшавского M-20. Задний мост — от варшавского M-20.

Ныса 522

К 1972 году на улицах СССР уже находилось 30 000 «Нушей». К тому времени польские «Нуши» завоевали репутацию надежных и прочных машин. Однако архаичный дизайн был вреден для функциональности. Грузовики имели плохую управляемость и устойчивость на высоких скоростях, а тормозная система была не очень эффективной. Производство модернизированного Ныса-522 с двухконтурной тормозной системой и высотой крыши 110 мм началось в 1976 году. Рассматривались и более серьезные модификации, включая переднеприводную версию. Однако бедный завод не мог найти денег на его покупку. Тем не менее, импорт «Нысы» неуклонно рос, и в 1978 году FSD поставила в СССР 100 000-ю «Нысу». Это была вершина развития польской марки, в том году было выпущено 18 200 автомобилей.

ZSD Nysa-521

С открытием завода RAF необходимость в импорте польских грузовиков и микроавтобусов начала постепенно снижаться. К 1990 году производство упало до 10 366 автомобилей, которое полностью прекратилось с распадом Советского Союза; в 1992 году FSD выпустила всего 2 720 грузовиков. Завод просуществовал еще два года, пока его не поглотила южнокорейская компания Daewoo.

Самый худший микроавтобус. Тест драйв Nysa 522. Не ожидал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»