Пятница , 12 апреля 2024

Грузовики Ford на службе вермахта

В отечественной историографии не принято вспоминать, что многие американские компании способствовали приходу к власти Адольфа Гитлера. С другой стороны, даже Генри Форд, крупнейший производитель автомобилей, поддерживал активные контакты с нацистским правительством, а его завод в Кельне серийно производил грузовики Ford для вермахта.

Ford-Werke AG

В начале 1920-х годов автомобильная империя Генри Форда, укрепившаяся на родине, начала агрессивно расширяться за пределами США. Германия, одна из крупнейших европейских стран, не стала исключением. В 1924 году Форд открыл офис по продаже автомобилей в Берлине, а через год, 18 августа 1925 года, зарегистрировал компанию Ford Motor Company Aktiengesellschaft. Первоначально компания занималась сборкой легковых автомобилей Ford из американских комплектующих. Бизнес развивался быстро, и в 1930 году был заложен фундамент для большого завода в Кельне, где через год появилось первое производство. Это был грузовик Ford Model AA.

Почти с самого начала на вооружение начали поступать немецкие Форды. К 1939 году завод в Кельне производил около 18 000 автомобилей в год. Более того, все они уже были обнаружены на 100%. Между тем, другая американская компания, General Motors, владела 100% акций Opel. Действительно, автомобили, прямо или косвенно связанные с американским капиталом, составляли основу грузового автопарка вермахта с самого начала войны. В целом, вклад Форда в предвоенную экономику Гитлера оценивался в 17,5 миллионов долларов США.

Грузовики Ford

В период с 1939 по 1945 год заводы Ford в Германии поставили вермахту около 50 000 грузовиков. Поэтому грузовики Ford в немецкой армии уступали по массовости только автомобилям Opel.

Ford G917T (G997T)

Грузовик Ford G917T

В наиболее популярную категорию вошли четыре модели Ford грузоподъемностью 3 тонны. Ford G917T поступил на вооружение в 1939 году. Это был слегка модифицированный военный коммерческий грузовик с колесной формулой 4х2 и двойными задними шинами. Под округлым капотом располагался 90-сильный бензиновый двигатель V8, агрегатированный с четырехступенчатой коробкой передач. Грузовики оснащались цельнометаллической или упрощенной брезентовой кабиной, одно- или двухсекционным ветровым стеклом и овальной радиаторной решеткой. За хижиной находилась деревянная платформа с высокими бортами.

Ford G997T

К 1941 году в армию было поставлено около 20 000 Ford G917T, но их заменили на Ford G997T с более мощным 3,9-литровым V8 мощностью 95 л.с. У вермахта было не так много этих грузовиков — около 6000.

Ford V3000S (3000A)

Ford V3000

С 1941 года компания Ford Cologne начала производство грузовика Ford V3000S. От предыдущей модели он отличался улучшенной передней решеткой с заостренным радиатором, увеличенной на 26 мм колесной базой и увеличенной до 3300 кг грузоподъемностью. Автомобиль оснащался тем же 3,9-литровым 95-сильным двигателем Ford V8. Однако он был немного экономичнее, чем Ford G997T, поскольку агрегатировался с новой пятиступенчатой коробкой передач. Тем не менее, не было никакой разницы в умеренном аппетите 30-32-литрового Ford V3000S против того же Opel Blitz, который потреблял 25-27 литров бензина на автостраде. В 1943 году в небольших количествах появилась полноприводная версия Ford V3000A с двумя задними колесами и двухступенчатой раздаточной коробкой передач.

Форд Мейлтье

Полноприводные версии Ford серии 3000 выпускались до конца войны. Всего было построено 24868 грузовиков: 24110 — Ford V3000S и 758 — Ford V3000A.

Немцам не нравились грузовики Ford. Грузовики не отличались надежностью. Чаще всего ремонта требовал капризный двигатель V8, подходящий для коммерческих автомобилей, но слегка адаптированный для военного использования.

Грузовики Ford по разные стороны конфликта

Во время Второй мировой войны сложилась уникальная ситуация, когда воюющие войска использовали грузовики одной марки, но разных моделей. И не только Советы использовали грузовики ГАЗ-АА (т.е. Ford Model AA) во время войны, но и нацистская Германия с вышеупомянутыми автомобилями. Помимо армии США, автомобили Ford использовали британцы, французы, поляки и многие другие страны, участвовавшие в конфликте. Многие из них имели собственные сборочные заводы Ford. В общем, как говорил один известный киногерой, «ничего личного — это просто работа».

Трехтонные грузовики вермахта и программа стандартизации

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *