В нашей стране, наверное, нет ни одного взрослого человека, который бы не знал, что такое Икар. В советское время эти венгерские автобусы использовались на городских и междугородних маршрутах почти во всех регионах огромной страны. В данной статье определены причины, по которым икары были введены, несмотря на существование собственной автобусной индустрии.
Икарус
История Icarus восходит к небольшой компании Woolley Imre Coaching Company, основанной в 1895 году: в 1913 году компания начала собирать специальные автобусы и междугородние автобусы, а после Первой мировой войны стала производить автобусы Ford. Автобусы Mercedes Ford, Gräf & Stift, Büssing и др. Во время Второй мировой войны Uhry занимался ремонтом для вермахта и венгерской армии.
В 1947 году компания «Ухры» была национализирована, а через год объединилась с авиационным заводом «Репульгепгяр РТ» и машиностроительным заводом «Икарус РТ». Таким образом, завод «Икарус» был создан из трех компаний, что хорошо известно. В 1951 году компания начала производство своего первого автобуса, Ikarus 30, который был оснащен дизельным двигателем CSEPELD-413 мощностью 60 л.с. Ikarus 30 был успешным. Он был экономичным, комфортабельным, имел эффективную тормозную систему и просторный салон на 40 пассажиров. Завод выпустил свои первые 1000 автобусов в октябре того же года и 2175 автобусов до 1957 года.
Икарус в СССР
Одновременно с Ikarus 30 был разработан более вместительный автобус, рассчитанный на 60 пассажиров. Названный Ikarus 60, он был выпущен в 1952 году. В отличие от своих младших братьев и сестер, он был основан на классическом контексте. Кроме того, новый автобус оснащен более мощным дизельным двигателем CSEPEL D-613 125-HP CSEPEL.
Компания «Икар 60» начала поставки «Икара» в СССР. По данным советского Внешторга, первые 20 автобусов пришли в нашу страну в 1955 году, а через год еще 150. Автомобили работали в основном в Москве и других крупных городах.
Однако самым символичным из первых поставленных Icarus стал 32-местный Ikarus 55 Lux. Технически он сильно отличался от городских «60-х». Lux получил мощный CSEPEL D-614, прогрессивный задний двигатель мощностью 145 л.с. и несущий кузов. Этот автобус полностью оправдал свое название и был намного комфортнее советского ЛАЗ-697, который был выпущен на шесть лет позже венгерского. 55 Люкс появился в СССР в 1955 году и исправно служил до начала 1980-х годов. Водители оценили высокую надежность, экономичность и комфорт этих автобусов. Всего в СССР было выпущено 3 762 автобуса этой модели.
В 1965 году Будапештский автобусный завод начал производство автобуса Icarus-556 с максимальной вместимостью 105 пассажиров. Они предназначены для работы на городских и пригородных маршрутах. Автобус был оснащен одобренным мужским дизельным двигателем D2156HM6U мощностью 192 л.с. Этот шестицилиндровый двигатель имел продолженную горизонтальную компоновку валов и поэтому имел высоту всего 607 мм. Двигатель располагался под полом. Двигатель работал в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач, синхронизированной на каждую из передних и задних скоростей. Подвеска на всех колесах была на пневматических подушках, помощь оказывал руль.
На основе модели 556 в 1966 году был выпущен навесной автобус Icarus 180. Его длина составляла 16,5 метров, а вместимость — 169 пассажиров. Она полностью соответствовала Советскому Союзу. В то время Советский Союз испытывал острую нехватку мощных общественных средств. Модель 180 стала первым автобусом большой вместимости в СССР. Она действовала в крупных городах до середины 1980-х годов. Всего СССР закупил 5133 автобуса.
Ikarus серии 200
Самыми распространенными импортными автобусами в нашей стране были легендарные Icarsa 200-й серии. Эти автобусы были вершиной венгерского бренда. Новое семейство изначально было построено на четких принципах, позволяющих собирать двери различной длины и расположения.
Первым, поступившим в производство в 1969 году, был Icarus 250, городской 42-местный самолет. Он был оснащен тем же горизонтальным дизелем Lavaman, пятиступенчатой коробкой передач и пневматической подвеской на всех колесах. Новый несущий кузов получил увеличенные поверхности остекления, более просторное багажное отделение и просторный шар с высоким потолком (2040 мм).
В Советском Союзе Icarus 250 был действительно полезен. Пассажиры оценили повышенный комфорт и скорость, а операторы — высокую надежность и эффективность. С момента своего появления «Икарус-2550» практически доминировал во всех междугородних автобусах в СССР.
В 1971 году началось производство городского Ikarus 260, максимальная вместимость которого составляла 102 пассажира. Разница с моделью 250 заключалась в том, что двигатель модели 260 располагался внутри базы перед задней осью. В остальном, технически автобусы были практически идентичны. ‘Dvuhsosti установил абсолютный рекорд по поставкам автобусов в Венгрии: с 1973 по 1991 год в СССР поступило 49 256 машин этой модели. два года спустя завод начал производство автобуса Icarus 280 вместимостью 168 на 260 автобусов.
Зачем покупали?
Многие из вас могут задаться вопросом, почему Советский Союз имел собственное производство автобусов, но покупал их у дружественной, хотя и национальной, страны. Ответ очень прост. Советские предприятия не могли полностью удовлетворить высокий внутренний спрос. Советское правительство отдавало безусловный приоритет развитию общественного транспорта для частных лиц. В период с 1970 по 1980 год доля городского населения увеличилась с 56% до 63%. Автобусный парк должен был увеличиться пропорционально, включая импорт.
В этот период СССР закупал 6-8 000 «Икарусов» в год. В то же время эти автомобили были недешевыми. К концу существования СССР средняя стоимость автобуса могла достигать 75 000 конвертируемых рублей (коллективная валюта стран ОКУ), что эквивалентно примерно 83 000 долларов США. Однако не следует полагать, что поставки транспортных средств осуществляются как на одну улицу. Поскольку оборот подсчитан, только один «Икарус» из Советского Союза привозит в Венгрию около 20 «Гиглисов» или других транспортных средств.
Однако масштабы импорта «Икара» впечатляют. Всего с 1966 по 1990 год в нашу страну поступило около 150 000 автобусов этой марки, что сделало Icarus одним из крупнейших производителей автобусов в Европе. К сожалению, после распада СССР и ОКУ производство автобусов стало сокращаться, и в 2003 году главный завод был закрыт.