В начале 1930-х годов перед молодыми советскими областями встала проблема развития промышленности на Крайнем Севере. Необходимы были специальные автомобили, способные работать в сложных климатических условиях и на сложном бездорожье. Чтобы оценить перспективы такой техники, в начале 1930-х годов на полуостров Таймыр был отправлен полуприцеп НАТИ.
Между тем, в северной части Советского Союза активные исследования проводились с начала 1920-х годов. Они показали, что минералы часто находили в труднодоступных районах. В то же время советские тяжелые тракторы, такие как «Коммунар», лишь в незначительной степени подходили для такой работы. Более целесообразно использовать относительно легкие, мобильные, полумягкие небольшие грузовики. К счастью, разработка таких автомобилей велась на Горьковском автозаводе с 1931 года.
Полугусеничные грузовики — путь на Север
Четыре прототипа NATI-3 были испытаны в составе группы геологической разведки. Это грузовики Газ-АА с задним расположением аварийной системы. Центр рамы был смещен от задней оси, вместе с цепью, четырьмя сдвоенными колесами. Эластичная гусеничная лента длиной 300 мм протягивалась между колесами и проходила через фрикционное устройство.
В августе 1933 года миссия отправилась из Архангельска в бухту Нордвик в Хатангском заливе. Однако из-за сложных ледовых условий и разрушения судна караван остановился на зимовку возле Самиры. В зимний период проявились все положительные и отрицательные характеристики полутравматического аэродрома. Но сначала по очереди.
Зимовка
Между тем, легкие и быстрые грузовики NATI-3 значительно ускорили строительство временной базы. Грузовики перевозили строительные материалы, продукты питания и персонал. В начале октября температура колебалась от -5 до -20 градусов Цельсия. Однако частые метели и сильные ветры осложняли реализацию проекта. Например, холодильники быстро замерзали во время коротких остановок, после чего их приходилось осушать. В результате бригадам приходилось выходить на короткие периоды, после чего использовались только два или три грузовика. Остальные были размещены на базе и готовы в любой момент оказать помощь мастерской. В простом режиме работы грузовики могут перевозить около 12 тонн грузов в день. Однако при необходимости это число может быть увеличено в два или три раза.
Даже при легком морозе сапоги грузовика требовали много времени. Водители использовали пламя для разогрева масла в коленчатом валу двигателя, бросали кипяток в холодильник и использовали электрический стартер для запуска двигателя.
5 октября 1933 года один из вагонов провалился под лед. Водитель не оценил ситуацию должным образом и проехал очень близко к трещине во льду рядом с рефрижераторным судном. Автомобиль проломил лед на подъеме и опрокинулся назад. Тем временем с ближайшей лодки был сброшен трос, и водитель смог закрепить его перед автомобилем на земле, в результате чего автомобиль погрузился на глубину 35 метров.
После спасения грузовику дали две недели на ремонт. Инженеры заменили один из поршней. В остальном, после очистки и сушки, NATI-3 продолжал функционировать в прежнем режиме.
Полугусеничные грузовики в исследовательских походах
В конце марта 1934 года был организован разведывательный поход по участку Сервера полуострова Таймыр. Помимо испытаний автомобилей, необходимо было провести метеорологические и геодезические исследования.
На маршрут вышли два автомобиля и четыре человека. Автомобили были загружены необходимым оборудованием, продовольствием и запасными частями. Кроме того, каждый вездеход буксировал небольшие сани, на которых хранилось топливо. На одном из автомобилей также был установлен одометр для измерения пройденного расстояния.
Машины ATI-3 провели в пути 21 день. За этот период автомобиль проехал 469 км. В среднем автомобиль проезжал 40 километров в день. Скорость движения сильно варьировалась в зависимости от погодных условий. Расход топлива значительно увеличился во время плохих погодных условий. В условиях дующего снега и сильного встречного ветра расход достигал 1,8 л бензина на км. В среднем каждый автомобиль потреблял 1,65 литра на километр. Для сравнения, во время испытаний в пустыне Каракум летом 1932 года грузовики HATI с полуприцепами-гусеницами потребляли от 0,7 до 0,97 л/км.
С другой стороны, кампания наглядно продемонстрировала, что автомобиль может очень эффективно работать в арктических условиях. Испытатели отметили, что автомобили очень удобны в управлении. Кроме того, такие маршруты могут проходить люди со средним здоровьем и выносливостью.
Итоги испытаний
После весенней распутицы все грузовики были погружены на борт, и после подготовительных работ летом 1934 года караван отправился к месту назначения. В общей сложности за зиму вагоны прошли 5374 километра и перевезли 573 тонны груза.
Между тем, в ходе работ и кампании был выявлен ряд конструктивных недостатков полуприцепов NATI.
- При работе в очень жаркую погоду, когда температура не опускается ниже -5°C, трансмиссия забивается снегом, который замерзает равномерными комками, что приводит к срыву гусеничных лент. Заблокированный подстилающий слой также привел к потере 30% мощности двигателя, что сделало груженые грузовики неподвижными.
- Гусеничные цепные ленты из мягкой резины были повреждены при сильных морозах ниже минус 35°C. Впоследствии он был заменен на более жесткий и прочный, и проблема была устранена.
- -При морозе ниже 30°C, особенно при встречном ветре, масло в редукторе заднего моста замерзает.
- При низких температурах приводные колеса с резиновыми тягами замерзают, и мощность привода не может быть передана на ремень, что приводит к его проскальзыванию. В машину засыпали песок или золу, которые водитель бросал на ленту для уменьшения проскальзывания.
Среди прочего, основные замечания касались гусеничного двигателя. При этом двигатель и другие компоненты функционировали нормально и обслуживались по мере необходимости.
Автомобили в Арктике
Осенью 1934 года грузовики с полуприцепами NATI прибыли в бухту Хатанга, и сразу же началась разгрузка с судна. За полмесяца было перевезено около 2000 тонн груза. В то же время, пропускная способность автомобиля была достаточной для того, чтобы подойти к прибывшему судну и забрать груз. Без вездеходов NATI такой огромный объем работ был бы выполнен менее чем за месяц, написали испытатели в своем отчете.
Это еще раз доказывает, что транспортные средства внесли значительный вклад в развитие Севера. Что касается полуприцепов, то сложная и ухабистая дорога к конвейерным лентам только начинается. Но об этом мы поговорим в следующий раз.