МАЗ-505: перспективный полноприводный грузовик СССР
Минский автомобильный завод, как и многие другие советские предприятия, имел ряд специализированных военных грузовиков. Первым таким автомобилем стал МАЗ-502 — капотный, дизельный, полноприводный, двухосный автомобиль. Грузовики были не очень удачными и не пользовались популярностью у военных. В начале 1960-х годов Минск представил новую серию МАЗ-500 с инновационным дизайном кабины. Вскоре модельный ряд пополнился новым военным грузовиком МАЗ-505.
МАЗ-505
Первый и единственный прототип модели МАЗ-505 был построен в 1962 году. Это был двухосный бортовой грузовик с кабиной над двигателем и полным приводом. Специально для этой модели в Минске разработали усиленный передний мост с двухступенчатыми понижающими планетарными редукторами в ступицах колес. Кроме того, грузовики оснащены двухступенчатой «транспортной коробкой передач» с асимметричным межосевым дифференциалом с блокировкой дифференциала.
Как и естественно для грузовика такого класса, МАЗ-505 был построен на прочной раме. Подвеска — листовые рессоры. Все колесные тормоза барабанные и пневматические. Колеса размеров 15.00-20 с усиленным протектором. В целом, грузовики представляют собой классические военные грузовики, но с изюминкой в виде кабины над кабиной. Кабина взята из гражданской серии MAZ 500 и считается очень удобной. Он цельнометаллический, двухместный, с красивым округлым дизайном и дополнительной спальней. Под кабиной располагался 11-литровый дизельный двигатель V-6 ЯМЗ-236 мощностью 180 л.с. Он агрегатируется со стандартной пятиступенчатой коробкой передач. За кабиной находилась стальная платформа с эффективной площадью пола 8,7 м2.
Недостатки концепции
Испытания, проведенные в 1963 году, выявили ряд недостатков МАЗ-505. Грузовик оказался довольно тяжелым. Его масса достигла 6100 кг, а полезная нагрузка — 5000 кг (4000 кг вне зачета). Таким образом, исходя из двухосной конфигурации, веса осей минских грузовиков были далеки от оптимальных значений. Полная масса передней оси составляет 5300 кг, а задней — 5800 кг. В результате грузовики были очень неустойчивы на мягком грунте.
Тем временем трехосный Урал-375, который по большинству эксплуатационных параметров значительно превосходил минские грузовики, готовился к серийному производству. Все это привело к закономерным результатам. В 1963 году проект был прекращен, а единственный прототип демонтирован.