Среда , 29 мая 2024

Вездеходы ЗИЛ: уникальные разработки СКБ завода им. Лихачева

Подразделение специальных автомобилей ОГК СТ ЗИЛ, более известное как СКБ (Специальное конструкторское бюро) ЗИЛа, недавно отметило свое 65-летие. Хотя СКБ и завода больше не существует, выпускаемые там вездеходы ЗИЛ по-прежнему впечатляют своими техническими решениями.

СКБ ЗИЛ

Необходимость во внедорожниках была признана во время Второй мировой войны. Вооруженным силам требовались надежные транспортные средства, способные перевозить личный состав, боеприпасы и другие военные грузы в сложных погодных условиях и по всем типам дорог.

После окончания войны автомобильный завод ЗИС, флагман советской автомобильной промышленности, в 1948 году начал выпуск грузовика ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Первые российские грузовики с тремя ведущими осями были неплохими, но не в плане мобильности для конкретной страны. Тяжелые грузовики с узкими шинами часто застревали. Позже, в 1952 году, молодой инженер В.Б.Лаврентьев предложил в порядке эксперимента оснастить 151-ю машину системой накачки шин амфибийного автомобиля ЗИС-485. В.А.Грачев, работавший в то время заместителем главного конструктора, поддержал эту идею.

APC-152

В том же году были проведены испытания ЗИС-151 с топором-амфибией. Модернизированный грузовик с шинами и поворотными осями имел почти в два раза большую тяговую мощность, чем стандартный 151-й. Вдохновленный результатами, Грачев обратился к руководству завода с предложением не только оснастить ЗИС-151 пейджинговой системой, но и полным ходом производить БТР-152 для военных нужд.

Однако у этой идеи нашлись и противники. Долгая история с многочисленными испытаниями и демонстрациями БТР-152 с системой подкачки шин не дала никаких результатов. Впоследствии Грачев обратился с письмом непосредственно к заместителю министра обороны Г.-К. Жуков. После всестороннего рассмотрения аргументов обеих сторон полицейский распорядился провести сравнительный тест.

Все наземные машины, участвовавшие в сравнительных испытаниях в 1954 году, были Зил

Испытания проводились весной 1954 года. Накачанные вездеходы ЗИЛ-151 и БТР-152 двигались очень уверенно и не застревали. Чего нельзя было сказать о конкурентах в лице ГАЗ-63, штатного ЗИС-151 и опытного ЗИС-121Г. Жуков высоко оценил автомобили Грачева и призвал его не прекращать разработку внедорожников. Кроме того, 25 июня 1954 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании на всех автомобильных заводах специального бюро по проектированию военных автомобилей. 7 июля того же года СКБ ЗИС официально открылось для бизнеса. Его руководителем был назначен Виталий Андреевич Грачев.

Вездеходы ЗИЛ — машины Грачева

ZIL-E134 Оригинал № 1

Первой задачей вновь созданного конструкторского бюро была разработка совершенно нового колесного трактора с колесной формулой 8х8. В 1955 и 1956 годах конструкторское бюро собрало два макета ЗИС-Э134 для контроля конструкции и испытаний. Последняя имела герметичный водоизмещающий корпус и водометные движители.

Полноприводный автомобиль ЗИЛ-Е134 Макет № 2

Эти модели были использованы Грачевым для разработки ряда новых технических идей. Во-первых, E134 имел карданный вал того же размера и гидромеханическую коробку передач. Модель № 2 вообще не имела подвески. Он приводился в движение резиновыми шинами. В целом, прототипы работали хорошо, но прежде чем можно было построить серию колесных тракторов, предстояло проделать большую работу.

Автомобиль ЗИЛ-134

Надо отметить, что Виталий Андреевич работал в очень хороших условиях. СКБ Зил получило полное содействие со стороны отличного финансирования, лучших сотрудников, современного оборудования и менеджмента. Однако результаты были соответственно хорошими. Однако результаты были соответственно хорошими. Уже в 1957 году специалисты конструкторского бюро построили новый октароадный автомобиль ЗИЛ-134. По проходимости он превзошел некоторые гусеничные машины той же категории. Во время испытаний ЗИЛ-134 мог свободно передвигаться по заснеженным грунтовым болотам и даже переплывать водные препятствия. В качестве междугороднего транспортного средства ЗИЛ-134 был прекрасен, но очень дорог и ненадежен. Затем Гчав и его команда решили создать более простое и дешевое решение.

Ракетоносцы

Лунная ракетная система 2K6

Начало 1960-х годов известно как период бурного развития ракетного оружия. Последние советские ракеты стали очень легкими и компактными. Поэтому идея адаптации их к колесным рамам буквально витала в воздухе. Однако проект нельзя назвать тривиальным. Для пусковой установки требовалась рама с отличной пропускной способностью, надежностью и грузоподъемностью.

ЗИЛ-135Е

В 1959 году В.А. Грачев получил предложение оснастить экспериментальную амфибию ЗИЛ-135 ракетной установкой «Луна». Первые опыты были неудачными, поскольку плавучие носители плохо подходили для таких машин. Однако команда Зилова обладала необходимым опытом, и когда СКБ было поручено разработать каркас ракеты С-5, специалисты уже знали, с чего начать.

Однако у грузовиков ЗИЛ был необходимый опыт. Когда СКБ было поручено разработать ракету S-5 Cruise, специалисты уже знали, с чего начать. У них была отдельная колесная база, которая в остальном была в целом одинаковой. Кроме того, аппараты были оснащены стеклопластиковой кабиной, но уже при первом запуске стало ясно, что ракетные двигатели деформируют металлическую кабину. Таким образом, СКБ Зил стал первым в мире самолетом с секцией из стекловолокна.

ЗИЛ-135ЛМ

Во время испытаний ЗИЛ-135Е имел улучшенные характеристики при работе с буквой К, и инженеры сосредоточились на этом. После модернизации 135Е получил новый индекс 135L и поступил в серийное производство на Брянском заводе. Впоследствии был разработан ЗИЛ-135Л с рядом модификаций, серийное производство которого завершилось только в 1995 году. Грузовики были очень успешными.

Космические вездеходы ЗИЛ

ПЭУ-1

Еще одной впечатляющей страницей в истории СКБ ЗИЛ стала серия спасательных автомобилей PEU. В те годы космические технологии были несовершенны, и спускаемые аппараты могли приземляться со значительными отклонениями от расчетной точки. PEU-1 (аварийно-спасательный автомобиль) был создан для эвакуации в 1966 году.

ПЭУ-1М

Инженеры СКБ поставили PEU-1 отличную оценку за проходимость по грунту, так как работа могла вестись на совершенно пересеченной местности. Автомобиль имел огромные колеса диаметром 1,5 м, закрытый кузов из стекловолокна, легкую алюминиевую раму и 180-сильный бензиновый двигатель. Благодаря заднему рулевому колесу радиус поворота PEU-1 составлял всего 11 метров. PEU-1 был оснащен комфортабельной кабиной с автономным отоплением, краном и гидроизоляционной системой для движения воды.

Синяя птица Зил-4906

В 1975 году ПЭУ-1 было заменено на спасательное сооружение «490». Он состоял из грузовика ЗИЛ-4906 с пассажирами ЗИЛ-49061 и уникального двухколесного автомобиля ЗИЛ-29061. Автомобиль был известен под своим любимым именем «синяя птица» благодаря своему характерному цвету.

Комплекс работал следующим образом. Как можно ближе к месту приземления астронавтов транспортные средства доставлялись вертолетом, а оттуда переходили в сбрасываемую капсулу. Если колесные машины не были полностью функциональны, на помощь приходили вездеходы с экскаваторами и высотными трапами. Один из автомобилей перевозился на тележке. Такое сочетание сделало «Синюю птицу» многоцелевым спасательным средством, которое не утратило своего значения и в наши дни.

ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-2906

Синяя птица» была последним проектом, над которым работал Грачев. Он вышел на пенсию в декабре 1978 года, уже будучи пожилым человеком. Однако его бизнес был жив, и СКБ Зил продолжал разрабатывать уникальные внедорожники.

Конец эпохи

Однако его бизнес остался жив, и СКБ Зил продолжил разработку уникальных внедорожников. В новых экономических условиях финансирование развития значительно сократилось. Но даже в таких условиях конструкторское бюро создало очень интересную серию автомобилей. Трехосный ЗИЛ-132К (ЗИЛ-4972) с равноудаленными валами, многофункциональный ЗИЛ-3906 включает в себя немецкую модель Unimog ЗИЛ-49061ГОТ, уникальную гидростатическую трансмиссию и многие другие выдающиеся автомобили. В целом, для общей истории СКБ было установлено столько интересных событий, что даже книги в целом не хватит для их описания.

Специалисты бюро имеют большой опыт проектирования и испытаний внедорожников, а также двигателей, коробок передач и других систем и агрегатов. СКБ находилось в авангарде прогресса программы транспортных средств на протяжении всего советского присутствия. Еще печальнее осознавать, что все это лишь история.

Лучшие вездеходы СССР: уникальные разработки СКБ ЗИЛ

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *