ГАЗ-13 «Чайка»: советской конструкторской мысли полет

Газ-13 Чайка — это знак нашей страны. Символ нового времени и большой шаг вперед для отечественной автомобильной промышленности. Смелый дизайн, усовершенствованный двигатель V8, автоматическая коробка передач с кнопочным управлением и многие другие инновации. Все это выгодно отличало «Чайку» от других советских автомобилей. Даже номенклатурный ЗИС, который официально стоял на ступень выше, не мог с ней сравниться.

ГАЗ-13 Чайка

Разработка новой машины для замены быстро устаревшего «ЗиМа» (ГАЗ-12) началась в 1954 году. И в 1956 году был построен первый прототип. Главным конструктором стал Н.А. Юшманов (он же работал над зимней моделью), а за внешний вид отвечал Б.Б. Лебедев. Очень быстро стало ясно, что нынешний ГАЗ-12 — это предварительный урок, и газовские специалисты планировали построить новый продукт с нуля. В то же время они решили отойти от смелой концепции зимней опоры и запустить ГАЗ-13 на рамных автомобилях. Прежде всего, это было обусловлено тем, что будущий флагман АЗС должен был быть больше и гораздо динамичнее своего предшественника. В этих условиях только рама могла обеспечить механическую прочность и достаточную устойчивость силовой структуры автомобиля.

Как известно, горьковчане исторически придерживаются американской школы построения автомобилей. Таким образом, при создании ГАЗ-13 они ориентировались на последние тенденции, проникающие за моря. А иногда они изучали новинки Patrician и Caribbean марки Packard 1955 года.

Двигатель ГАЗ-13

Двигатель ГАЗ-13

Особенно в случае с ГАЗ-13 под руководством П.Е. Силкина был разработан новый восьмицилиндровый двигатель. Согласно многим техническим решениям, двигатель является передовым. Например, ГБЦ, блок и впускной коллектор были изготовлены из алюминиевого сплава. В результате устройство получилось очень мощным и легким одновременно. В окончательном варианте он получил объем 5,5 литра и выдавал 195 л.с. Его собственная масса составляет 245 кг. Отличные показатели на уровне лучших мировых аналогов. Конструктивно двигатель напоминал американский V8 того года. Верхнее расположение клапанов, распределительный вал развала блока, привод клапанов через толкатели и штанги, масляный насос в двух секциях, карбюратор в четырех главах. В паре к двигателю определили окончательный крутящий момент — автоматическую 3-ступенчатую коробку передач ГАЗ-21. Кроме того, управление осуществлялось с помощью четырехкнопочного селектора. Ничего подобного советская автомобильная промышленность еще не предлагала!

Шасси ГАЗ-13

Шасси также было выполнено по последнему слову зарубежной моды. Лама Х-образная, гребень. Передняя подвеска — независимая рычажная, проведенная сзади. Амортизаторы телескопические двойные. Тормоза на всех колесах — усиленные барабанные. Задний мост — гипоидный, а шины — бесшумные. Обычно их не видно ни с той, ни с другой стороны, но в Горги они могли бы построить мир. Другими словами, уровень американских автомобилей.

Неповторимый дизайн

ГАЗ-13 Чайка

Шасси было покрыто элегантным четырехдверным кузовом седан (лимузин). Плохая новость заключается в том, что дизайн переднего фасада, как утверждается, был полностью скопирован с Packard, упомянутого выше. Не желая соответствовать последним тенденциям, Борис Лебедев с неприязнью смотрел на иномарки. Но говорить, что Seagull и Packard похожи до путаницы, в корне неверно. ГАЗ-13 не имел оригинальных конструкторских решений. Спереди видна оригинальная мелкоячеистая радиаторная решетка. На боковинах имелись отрицательно наклоненные хромированные полосы, обрамляющие штампованные задние колесные арки. Пропорции также были разными. Советские автомобили были значительно шире своих американских собратьев. В то же время ГАЗ-13 выглядел динамичным и легким, даже в строгих «номенклатурных» цветах.

Интерьер чайки

Кстати, салоны «Чайки» выглядели не менее элегантно. Официально являясь семиместным, он обеспечивал максимальный комфорт для пассажиров третьего ряда. Для них был предоставлен мягкий трехместный диван с подлокотниками и встроенной пепельницей. В центре передней панели находился транзисторный радиоприемник A-13 с функцией настройки. Слева от него находились органы управления, во главе которых стоял огромный спидометр, а справа — часы такого же размера. Выдвижная антенна с электроприводом, а также электрические стеклоподъемники. ГАЗ-13 не полагался на кондиционер, но был на ступеньку ниже ЗИЛа в иерархии правительственных автомобилей.

Долгий век

Летающая чайка на ЭКСПО-58

В 1958 году «Чайку» повезли на промышленную выставку в Брюссель, где автомобиль с золотой радиаторной решеткой привлек большое внимание и выиграл Гран-при. Через год автомобиль был запущен в серийное производство, за которым последовала долгая конвейерная жизнь. Выпуск ГАЗ-13 продолжался 22 года без существенных изменений конструкции. Чайка работал в министерствах, партийных комитетах и дипломатических представительствах в СССР и за рубежом. На них летали космонавты и кинозвезды. Всего было выпущено 3179 этих прекрасных машин.

ГАЗ-13 Чайка: советской конструкторской мысли полет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»