Автомобильное производство СССР в редких фотографиях
Автомобильная промышленность в Советском Союзе была мощной отраслью. Если в стране производилось не более 150 000 автомобилей, то после его окончания масштабы производства автомобилей увеличились в десять раз, и к 1980 году в стране ежегодно производилось более 2 миллионов автомобилей. Вашему вниманию предлагаются редкие фотографии с автоассамблеи, некоторые из них публикуются впервые.
Рассвет индустрии
Точкой отсчета в истории советской автомобильной промышленности считается начало первого выпуска советского АМО Ф-15 в ноябре 1924 года. На самом деле, Советский Союз учитывается лишь частично. На самом деле, AMO F-15 был слегка переделанным итальянским Fiat 15 Ter, который должен был быть выпущен в AMO до революции. Тем не менее, F-15 имел достаточно высокую локализацию. За исключением магнето и шарикоподшипников, грузовик был полностью собран из бытовых компонентов.
По-настоящему массовое производство в СССР началось после запуска Горьковского (первоначально Нижегородского) автозавода в январе 1932 года. Там по лицензии американской компании Ford освоил производство грузовиков ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. В конце того же года с конвейера завода начал сходить первый крупный советский автомобиль Газ-А. В 1930 году автомобиль «Газ-а» появился на другом советском автомобильном заводе имени Кима. Впоследствии он превратился в МЗМА/АЗЛК, один из флагманов отечественного автомобилестроения.
К середине 1930-х годов советское автомобилестроение представляло собой серьезный комплекс предприятий с флагманами в лице АМО и ГАЗа. Уже в 1935 году эти два завода дали стране 97 000 автомобилей. Следующий год стал очередным триумфом советской автомобильной промышленности — по количеству выпущенных грузовых автомобилей СССР вышел на второе место в мире, уступив только США. Подавляющее преобладание грузовых автомобилей в общем объеме национального производства автомобилей (80-85%) характеризовалось быстрой индустриализацией и милитаризацией СССР.
Послевоенный период
После окончания Великой Отечественной войны советская автомобильная промышленность вышла на следующий этап своего развития. Были подготовлены к производству совершенно новые автомобили и определены векторы развития отрасли на ближайшее десятилетие. В 1946 году ГАС наладила производство автомобиля ГАЗ-51 с триумфом М-20. Через год на производство в Мосзисе поступил ЗИС-150, а Ярославский автомобильный завод отметился 7-тонным ЯАЗ-200. Все эти машины практически не имели преемственности с довоенными моделями, что сделало ЯАЗ-200 первым советским дизельным автомобилем.
Более того, согласно пятилетнему плану восстановления народного хозяйства, началась не только реконструкция существующих автозаводов (Газ, ЗИС, ЯАЗ, МЗМА, УАЗ, Урал), но и строительство новых. Так, в 1947 году вступили в строй Минский автомобильный завод (МАЗ) и автобусный завод в ЛИВИ (ЛАЗ). В 1949 году первую продукцию выпустил Одесский автомобильный завод (ОДАЗ), а через два года — Кутаисский автомобильный завод (КАЗ).
В 1955 году советская автомобильная промышленность произвела 328 000 грузовых и 10 000 легковых автомобилей. В то же время 13 000 автомобилей было экспортировано. В частности, в этом случае в 1956 году была организована специализированная организация — Военный экспорт.
В том же 1956 году был запущен в производство автомобиль ГАЗ-21. Автомобили завода «Марля» отличались многими передовыми технологическими решениями. Автомобили имели несущие кузова, двигатели увеличенной мощности, гипоидные задние мосты и, впервые в отечественной практике, автоматические коробки передач.
Автомобильное производство СССР 1960-1970-х
Быстрый рост экономики в начале 1960-х годов потребовал от автомобильных компаний новых автомобилей для различных целей. В результате значительно увеличились типы производимых автомобилей, включая небольшие карбоновые двери.
В 1960 году Запорожский автомобильный завод начал выпуск автомобиля Заз-965. Через год в Уларазе он встал на конвейер Урал-375, а в 1964 году на ЗИЛе началось производство ЗИЛ-130. Последний стал одним из самых массовых советских автомобилей в истории (было произведено 3 миллиона 380 тысяч единиц). В том же 1964 году МЗМАС освоил выпуск автомобиля «Москвич-408». В целом, выпуск 408-го серьезно укрепил экспортные позиции СССР.
В 1969 году на всех автозаводах СССР было собрано 844 186 автомобилей. Из них 212 068 автомобилей были отправлены на экспорт.
В 1976 году был построен новый завод по производству грузовых автомобилей — КАМАЗ. крупнейшее в Европе предприятие, было предназначено для производства дизельных двигателей, а также трехосных грузовиков различных модификаций. В феврале 1976 года Камский автомобильный завод выдал первую продукцию — КАМАЗ-5320.
Запуск гиганта
Несмотря на то, что производство автомобилей постоянно росло, в стране по-прежнему ощущалась острая нехватка транспортных средств. Для решения этой проблемы в мае 1966 года в СССР был подписан договор об организации производства FIAT 124. Строительство заглохло, и уже в сентябре 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода (ВАЗ) сошел первый автомобиль Ваз-2101. Более того, уже в декабре 1973 года новый завод дал стране первый миллион автомобилей!
Автомобили Ваз или Лада, как их обозначали в официальных продажах, отличались достаточно современным дизайном и высоким уровнем комфорта. Среди советских граждан в неофициальной «Табели о рангах» Лада была оценена несколько выше сумасшедшей, в основном из-за своей надежности.
Специалисты Волжского автомобильного завода создали первый автомобиль собственной разработки в 1976 году. Ваз-2121 «Нива» был полноприводным легковым автомобилем с, как они говорили, «повышенным комфортом». На самом деле, автомобиль был очень успешным и вышел из многих точек прорыва. ВАЗ-2121 был первым легковым автомобилем с постоянным полным приводом и несущим кузовом. По сути, «Нива» создала новый класс автомобилей, впоследствии названный кроссоверами.
Ваз-2108 стал еще одним несомненным успехом компании Ваз. Впервые в СССР переднеприводный автомобиль встал на конвейер и имел ручку хэтчбек. 8″ — так прозвали автомобиль — поступил в производство в декабре 1984 года. В советском автопроме автомобиль оказался прогрессивным — было приобретено 20 лицензий на строительство за рубежом, и специалисты Porsche носили его на руках.
Автомобильное производство СССР 1980-1990-х
В 1980 году в СССР было произведено 2 199 300 автомобилей. Из них один миллион 327 000 автомобилей, 787 грузовиков и 85 000 автобусов. По общей производственной мощности советская автомобильная промышленность занимала пятое место после Японии, США, Германии и Франции.
За последнее десятилетие советская автомобильная промышленность развивалась эволюционно. Основными типами транспортных средств были только 14 базовых моделей легковых автомобилей и пять грузовиков. Важные новинки того времени — переднеприводные ВАЗ-1111, ЗАЗ-1102 и АЗЛК-2141; в грузовом секторе КамАЗ представил двухосные КамАЗ-5315 и 5325, ГАЗ начал выпуск ГАЗ-3307 и 3309, после долгих мучений родился ЗИЛ-4331.
Несмотря на несомненные успехи по объему производства, советская автомобильная промышленность стагнировала. Научно-техническое отставание от крупнейших иностранных автомобильных компаний становилось все более значительным. Это было связано с крайне недостаточным финансированием отрасли в целом и НИОКР в частности.
В 1991 году в стране было собрано 1 783 100 автомобилей — 62 000 легковых, 642 000 грузовых и 79 000 автобусов на миллион автомобилей.