ЗИС-151: первый советский грузовик 6х6
Опыт, накопленный Советской Армией в годы Великой Отечественной войны, и информация, полученная в ходе эксплуатации зарубежной техники, позволили конструкторам по-новому взглянуть на проектирование военных грузовиков. Уже в 1944-1945 годах на основных автомобильных заводах началась разработка нового поколения автомобилей. В МосЗИСе эта работа привела к созданию ЗИС-151. Это был первый советский грузовик с колесной формулой 6х6.
ЗИС-151
Во время войны в Красной Армии широко использовался трехосный американский грузовик Stude Baker US6. Этот грузовик поставлялся в СССР по программе ленд-лиза и завоевал большой авторитет в армии благодаря своей беспрецедентной надежности и высокой проходимости. Естественно, Советская Армия использовала Stude Baker в качестве своеобразного эталона при подготовке технических спецификаций на новые перспективные грузовики.
Проект был поручен заводу имени Сталина, одному из лидеров отрасли. Главным конструктором был назначен опытный специалист Г.А. Сонькин. В соответствии с основными требованиями заказчика, базовая компоновка ЗИС-151 была очень похожа на зарубежные аналоги. Грузовики имели рамную основу, три ведущих моста, трехместную кабину с капотом и бортовой кузов с сетчатыми бортами и откидной скамейкой. Максимальная грузоподъемность советских автомобилей составляла 2 500 кг (4 500 кг на шоссе), что сопоставимо с грузоподъемностью американских автомобилей.
Как и полагалось в советские времена, новые грузовики были унифицированы с существующими моделями. Поэтому кабина и силовая установка были взяты от ZIS-150. Усовершенствованный шестицилиндровый карбюраторный двигатель, корни которого уходят в довоенный ЗИС-5, развивал мощность 82 л.с. Он был сопряжен с новой пятиступенчатой механической коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой с двойным вариатором. Передача энергии Советские инженеры реализовали тот же метод, что и на «Студе Бейкере». Каждая ось приводилась в движение пятью отдельными приводными валами. Мосты были оригинальными, с разъемными картерами и передним с шарнирами «Бендикс-Вейсс», заимствованными у ГАЗ-63. Подвеска — листовые рессоры, спереди — гидравлические амортизаторы на двойных поперечных рычагах. Тормоза пневматические, а не гидравлические, как на US6.
В процессе проектирования перед московскими конструкторами встала дилемма — использовать одинарную заднюю ось или сделать ее двухскатной по американскому образцу. Первая конфигурация приводит к значительному улучшению топливной эффективности, плавучести и маневренности, в то время как вторая конфигурация дает преимущества лучшего распределения нагрузки и лучшего сцепления с дорожным покрытием. Хотя конфигурация с односкатной задней частью считалась предпочтительной для военных автомобилей, со временем стали популярны более традиционные конфигурации задней части кузова.
Первый блин
Первая опытная партия ЗИС-151 была собрана в мае 1948 года, а серийное производство ЗИС-151 началось в октябре того же года. После того как товарные автомобили были отгружены крупным заказчикам, на завод посыпались всевозможные жалобы. Грузовики были явно некачественными и недоделанными. Рамы, сцепления, коробки передач и многие другие компоненты должны были быть усилены. Из-за послевоенного дефицита холоднокатаной стали первые грузовики были построены с менее прочной кабиной из дерева и металла. Однако главным недостатком был врожденный недостаток конструкции, который все равно нельзя было исправить.
Из-за одинаковой полезной нагрузки ZIS-151 был тяжелее Studebaker US6 более чем на одну тонну, что отрицательно сказывалось на его проходимости. Кроме того, механические потери в коробке передач привели к увеличению расхода топлива. примерно 47 литров на 100 км на автомагистрали. Двигатель мощностью 82 л.с. был слабым (в 1952 году его заменили на двигатель мощностью 92 л.с.). Не было гидравлического руля, поэтому съехать с дороги было сложно и даже опасно.
Однако производство 151-го увеличилось. Других машин такого типа в СССР не производилось, поэтому у армии не было другого варианта. Однако даже негативный опыт был не менее полезен, чем позитивный. Все недостатки нынешнего автомобиля были учтены при разработке следующей модели, легендарного ЗИЛ-157. Однако это совершенно другая история.
Всего с октября 1948 года по сентябрь 1958 года было выпущено 149600 экземпляров ЗИС-151.