На американском автомобильном Олимпе Коул Шелби — поистине легендарная личность. Талантливый гонщик и дизайнер, в течение 50 лет он создавал лучшие американские спортивные автомобили. Кэрролл Шелби работал со всеми крупными производителями автомобилей — General Motors, Ford и Chrysler. Автомобили Shelby славились своими впечатляющими характеристиками и олицетворяли «американский» подход к тюнингу и созданию гоночных машин.
Shelby Cobra
Первым автомобилем в карьере дизайнера Каролы Шелби стал двухместный родственник AC Cobra (известный как Shelby Cobra). После ухода из автогонок Shelby решил сосредоточиться на создании спортивных автомобилей. По его просьбе британская компания AC CARS адаптировала спортивный автомобиль AC AC для установки 8-цилиндрового двигателя Ford. Симбиоз оказался удачным, и вскоре Shelby American выпустила ралли гоночных автомобилей.
Вагоны переменного тока поставлялись без силовых агрегатов. Двигатель и коробка передач были установлены непосредственно в США в мастерской Shelby. Первоначально машины оснащались двигателями Ford Windsor V8 мощностью 260 л.с., но Шелби постоянно экспериментировал с большими объемами. Последовательные попытки Cobra предпринимала с 289-кубовым двигателем дюйма (4,7 л) и даже 390 куб. м. дюймов (6,4 л). Однако вскоре стало ясно, что возможности имеющегося шасси ограничены.
В 1965 году для производства была поставлена Shelby Cobra 427. Автомобиль получил новое шасси, приспособленное для установки мощного 7-литрового Ford FE 427 мощностью 425 л.с. Из-за своей высокой цены Cobra 427 не имела коммерческого успеха, но сейчас считается одним из автомобилей Helby. Автомобиль был невероятно быстрым — он разгонялся от 0 до 100 км/ч всего за 4,2 секунды и достигал максимальной скорости 266 км/ч.
Shelby Mustang GT350
Успех сотрудничества Кароллы Шелби и компании Ford вскоре привел к созданию еще одного легендарного автомобиля — Shelby Mustang GT350. Этот автомобиль был выпущен после успеха оригинального Ford Mustang и представлял собой улучшенную гоночную версию. GT350 оснащался небольшим блоком V8 Ford 289 объемом 4,7 литра. Даже в базовом исполнении он выдавал 270 л.с., что в то время было очень достойно. Тем не менее, этого было недостаточно для Шелби. Установив гоночный распредвал и четырехкамерный карбюратор Holley, модифицированный HBC, он увеличил мощность двигателя до 306 л.с.
Установка такого мощного двигателя потребовала значительной доработки базового шасси. Шелби установил усиленную переднюю подвеску, дифференциал повышенного трения Detroit rocker, передние диски диаметром 11,3 дюйма и шины Goodyear Sport с соответствующим индексом скорости. От стандартной машины Shelby Mustang GT350 1965 года его можно было отличить по синим полосам, оригинальным колесным дискам и стеклопластиковому капоту с воздухозаборником белого цвета.
В дополнение к GT350 была создана гоночная модификация GT350R, форсированная до 350 л.с. двигатель и легкий кузов. Автомобиль был успешен в автогонках, выиграв чемпионат класса B Production и обойдя такие именитые марки, как Ferrari, Lotus и Jaguar.
Shelby Mustang GT500
Shelby Mustang GT350 был хорош на гоночном треке, но менее полезен в повседневной эксплуатации. Соответственно, создавая следующий спортивный Mustang под обозначением GT500, Шелби немного сместил акцент в сторону комфорта. Нет, автомобиль по-прежнему отличался нарочито грубой мощью своего 350-сильного двигателя, но при этом имел салон с отделкой, усилитель руля и тормозов.
Тяжелый по сравнению со своим предшественником весом 300 кг, GT500 был значительно медленнее. Если первая сотня из 350-й дошла всего за 5,7 секунды, то 500-й потребовалось семь секунд. Кроме того, огромный 7-литровый двигатель с чугунным блоком был значительно перегружен на передней оси (соотношение 58:42), что делало Mustang GT500 очень трудноуправляемым. Тем не менее, автомобиль был очень популярен на рынке и оставался в производстве до 1970 года.
Dodge Shelby Charger
Между тем, автомобили Shelby строились наравне с моделями Ford Corporation. После создания Ford Mustang — Ли Джекок перешел работать в Chrysler, Кэрролл Шелби последовал за ним.
Проникновение пера на новое место произошло с моделью Dodge Charger 1983 модельного года. К тому времени от некогда грозного Masrocar осталось только название. Базовый charcar оснащался слабым 90-сильным четырехцилиндровым мотором и, как правило, не мог «ехать». Чтобы хоть как-то выправить ситуацию Shelby слегка форсировал мотор, выдавая 107 л.с. Не сказать, что произошел рост, но это было только начало.
Помимо двигателя, Shelby улучшил подвеску, переработал механическую коробку передач, установил более производительную тормозную систему и «укоротил» рулевые рейки. Эта комплектация была дополнена оригинальными 15-дюймовыми колесами с шинами Goodyear и спортивным «боди-китом». Кроме того, все Dodge Shelby Chargers получили гоночный пол яркой окраски и улучшенный интерьер со спортивными сиденьями.
Надо сказать, что эмблема Shelby способствовала значительному интересу к автомобилю со стороны покупателей. Уже в первый год его выпуска Chrysler удалось продать 8250 автомобилей этой модели — четверть всего выпуска! Со временем Charger избавился от анемичного атмосферного мотора. С 1985 года автомобили стали оснащаться турбонаддувом, мощность которого увеличилась до 146 л.с. С таким агрегатом Shelby Charger стал гораздо активнее и разгонялся до 100 км/ч за 7,8 секунды — на 1,2 секунды быстрее, чем модель 1983 года.
Dodge Viper
Мало кто знает, но Кэрролл Шелби был одним из создателей спортивного автомобиля Dodge Viper. При проектировании этого легендарного автомобиля он предоставлял технические консультации и помогал в доработке шасси.
История началась в 1986 году, когда исполнительный вице-президент Chrysler Роберт Лутц задался целью создать спортивный автомобиль в духе классической американской школы. Другими словами: мощные, грубые, относительно простые и не дорогие автомобили. Лутц представил себе некую модернизированную версию Shelby Cobra и подобрал соответствующее название — Viper.
Тем не менее, в итоге Dodge Viper значительно отклонился от концепции Cobra. Автомобиль получился намного тяжелее, но в то же время мощнее. Под его вытянутым капотом скрывался 8-литровый 10-цилиндровый атмосферный двигатель V-образной конфигурации. Он развивал мощность 400 л.с. впечатляющий крутящий момент 630 нм. Вся мощность передавалась только на задние колеса с помощью шестиступенчатой коробки передач. Публика встретила автомобиль с энтузиазмом, потому что Viper олицетворял чистую американскую мощь, уже забытую после окончания золотого века Mascal.
Хотя связь между Шелби и проектом Viper никогда не подчеркивалась, Шелби был частым участником различных рекламных мероприятий и презентаций. Кроме того, в 1995 году была выпущена специальная модификация Dodge Viper RT/10CS (CS — Carroll Shelby). От стандартного Viper он отличался фирменным цветом, модифицированной подвеской, оригинальными колесами и прибавкой в 30 л.с. Двигатель. Салон был обит натуральной кожей, а многочисленные эмблемы Shelby и личные подписи на крышке перчаточного ящика сделали создателя этого уникального автомобиля незабываемым.
Автомобили Шелби
Техническое творчество Кэрролла Шелби на протяжении более чем полувека сделало его кумиром и легендой для миллионов американских автолюбителей. Автомобили Шелби по-прежнему высоко ценятся и любимы, но их создатель уже давно покинул нас. Тем не менее, его компания выжила и продолжает радовать своими шедеврами.