Четверг , 23 мая 2024

Прототипы СССР: отличные автомобили, которые не стали серийными

Советская автомобильная промышленность ничем не отличалась от других, выпуская различную продукцию. Часто одна и та же модель с минимальными изменениями могла выпускаться десятилетиями. В то же время в недрах конструкторских бюро автомобильных заводов и научно-исследовательских институтов дизайнеры создали множество впечатляющих прототипов. К сожалению, ни один из них не получил постоянного воплощения.

Легковые прототипы СССР

ВНИИТЭ-ПТ

Разработка вагонов с вагонной компоновкой началась в Советском Союзе в начале 1950-х годов. Инициатором этих творений был талантливый художник и инженер Юрий Аронович Долматовский. В 1963 году, будучи директором отдела транспортного оборудования Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), он предложил создать универсальный автомобиль-такси с удобным четырехместным салоном и багажным отделением.

Впервые в советской истории специальная засекреченная группа получила обозначение Вниит-ПТ. Двигатель Москвич-407 мощностью 50 л.с. Он был расположен в задней части автомобиля, и, таким образом, vninite-pt имел абсолютно однородный пол. Удобство посадки пассажиров обеспечивали широкие 740-миллиметровые сдвижные двери, а кабина кабины была отделена от салона сплошной перегородкой.

1964 ВНИИТЭ-ПТ

Испытания Vniite-PT, проведенные в 1965 году, оказались надежными. По сравнению с ГАЗ-21 (типичным такси того года), долматовское такси больше подходило для городских проектов и имело комфортабельный салон с высокими потолками и большими стеклами. Кроме того, экономические расчеты показали высокую коммерческую эффективность Vniite-PT. Автомобиль был рекомендован к производству, но из-за организационных проблем решение об этом принято не было.

ИЖ-13.

В 1972 году молодые, но очень амбициозные специалисты Ижевского автомобильного завода построили переднеприводный автомобиль Ил-13-А прогрессивной конструкции. Автомобиль получил полностью оригинальный кузов, включая смелый пятидверный хэтчбек, даже западного образца. ИЖ-13 имел стремительный силуэт с покатой линией крыши, гладкими боковинами с мертвыми дверями и оригинальными хвостами с двумя рядами блоков задних фонарей. Передняя часть была оригинальной. Чтобы создать более спортивный образ машины, Ижевит понизил передний профиль. Отсюда стандартный двигатель УЗАМ-412 просто не помещался в моторном отсеке машины. В результате дизайнеры развязали руки и разместили на капоте горбатый выход sca и даже окрасили его в стильный черный цвет.

Советский прототип ИЖ-13

ИЖ-13 серьезно готовился к производству и поэтому был унифицирован с серийным Москвичом-412 по основному узлу и сборке. Двигатель УЗАМ-412 мощностью 75 л.с. с продольным расположением. Стандартная 4-ступенчатая механическая коробка передач была окружена мотором, переработанным под новый корпус. Крутящий момент на передние колеса передавался через близкие карданные шарниры.

Советский прототип

В целом, ИЖ-13 оказался очень перспективной машиной. Однако авангардный «Передок», созданный по собственной инициативе «Ижмаша», не соответствовал концепции развития МО и не был одобрен для серийного производства.

Москвич-2150

Советский прототип Москвич-415С

Во многих случаях советские прототипы имели долгую историю. Например, завод МЗМЗА/АЗЛК неоднократно пытался создать собственный полноприводный автомобиль. В конце 50-х годов «Москвич-415» был разработан как американский Willys, легкий джип «Москвич-410». Впоследствии автомобиль не удалось запустить в серийное производство. Так, в начале 1970-х годов, когда советское правительство вновь озаботилось созданием сельских полноприводных автомобилей, московский автозавод решил возобновить забытый проект.

Советский прототип АЗЛК-2150

В 1972 году на АЗЛК были собраны первые опытные образцы, которые легли в основу разработки Москвич-415. Первоначально автомобиль получил обозначение Москвич-415С. Это был компактный полноприводный внедорожник с открытым трехдверным кузовом и мягким верхом. В основе автомобиля лежала лонжеронная рама, оснащенная зависимыми рессорными подвесками с ведущим мостом. Двигатель УЗАМ-412ДЕ с пониженной степенью сжатия выдавал 67 л.с. Четырехступенчатая механическая коробка передач, работавшая в паре, работала со своей в одном корпусе в двухступенчатой «раздатке». Повышению проходимости также способствовали увеличенный дорожный просвет (222 мм) и укороченная колесная база (2270 мм).

Советский прототип - полноприводный Москвич

Всего было построено несколько прототипов и три эпизода (условно). В своем окончательном виде автомобиль под новым обозначением «Москвич-2150» появился в 1973 году. Внедорожник получил обновленный, более современный дизайн, травмобезопасную рулевую колонку, гидравлический привод тормозов и трехточечные ремни безопасности. Кроме того, в дополнение к открытому появился закрытый цельнометаллический корпус.

Москвич-2150 позиционировался как более дешевая, менее затратная и более практичная альтернатива Ваз-2121, разрабатываемому одновременно в Тольятти. Эта идея не имела смысла. Благодаря прочной раме, Москвич-2150 может работать в сложных условиях и буксировать прицеп весом до 850 кг. Кроме того, рамный внедорожник прост и недорог в обслуживании. Другими словами, в национальной экономике безумец обязательно найдет свое место. Однако у АЗЛК не было дополнительных производственных мощностей и средств для расширения производства.

ГАЗ-3105

ГАЗ-3105 1989

В середине 1980-х годов специалисты Горьковского автомобильного завода приступили к созданию революционного для СССР автомобиля. Новая машина должна была не только превзойти нынешний ГАЗ-24, но и уверенно конкурировать с лучшими зарубежными моделями. В разработку пошли сразу три автомобиля: переднеприводный ГАЗ-3103, заднеприводный ГАЗ-3104 и полноприводный ГАЗ-3105, причем последний должен был вобрать в себя все самые передовые разработки отечественных инженеров.

ГАЗ-3105

Первый опытный образец ГАЗ-3105 был построен в 1988 году. По своему дизайну новая «Волга» полностью отличалась от своей предшественницы. Автомобиль получил полноприводную трансмиссию, независимую подвеску, усовершенствованный 8-цилиндровый мотор, рулевое управление Rheck, рулевое управление Rheck с ГУРом, дисковые тормоза на всех колесах с ABS. Мощность V-образного двигателя составляет 170 л.с. У него были литые чугунные блоки и алюминиевые ГБЦ, каждая со своим распредвалом. Пятиступенчатая механическая коробка передач, межосевой дифференциал и главная передача на передней оси были расположены в едином компактном блоке, что позволило увеличить пространство в передней части салона. Кстати, уровень комфорта повысился. Были представлены пассажирские перевозки. Удобные сиденья со всеми видами электрорегулировок и подогрева, аудиосистема с шестью динамиками и автоматические климатические установки. Внешний вид его не разочаровал. ГАЗ-3105 выглядел очень современно и не так плохо, как его импортные конкуренты. Длинный заостренный капот придавал автомобилю стремительность, а огромный фонарь — пышную корму с солидностью.

ГАЗ-3105 Интерьер

Судьба ГАЗ-3105 была незавидной. По мере ухудшения экономической ситуации в стране государство теряло интерес к новой «Волге». Газовцы пытались сами выпустить высокотехнологичное чудо на рынок, но не смогли предложить подходящую цену за машину. До 1996 года с помощью карусельной технологии можно было собрать около 50 единиц.

УАЗ-3172

УАЗ-3172

К концу 1980-х годов всем, включая военных, стало ясно, что УАЗ-469, возраст конструкции которого уже превысил 30 лет, полностью устарел. Армии требовался новый внедорожник с повышенной проходимостью и грузоподъемностью по сравнению с УАЗ-469. В 1989 году Ульяновскому автомобильному заводу было поручено создать принципиально новый полноприводный автомобиль с заданными характеристиками. Проект получил кодовое обозначение «автомобиль».

Параллельно были созданы два автомобиля, объединенные основным узлом: универсал ВАЗ-3972 и капотный универсал УАЗ-3172. Первый увидел свет в 1990 году, а второй — два года спустя. УАЗ-3172 был базовым полноприводным внедорожником, который имел прочную раму со шпорами. На нем была установлена продольная пружинная подвеска с зависимым рычагом. Главный мост был уменьшен, а внешнее зацепление обеспечило машине отличный дорожный просвет в 325 мм. Мощность была выше переднего моста двигателя УМЗ-421 мощностью 105 л.с. Он работал с четырехступенчатой механической коробкой передач и двухступенчатой «раздаткой» с междоузловым блокированным дифференциалом. Первоначально блокировка присутствовала на обычном дифференциале, но впоследствии от этой идеи отказались. Интересно, что замком можно было управлять из кабины с помощью специального переключателя.

Советский прототип УАЗ-3172-01

В целом, если говорить об удобстве интерьера, то здесь УАЗ-3172 был на голову и плечи выше более старого УАЗ-469. В комплектацию автомобиля входили пластиковые дверные карты и приборная панель, удобный двухспицевый руль, мощный отопитель и дополнительный ящик для специальных инструментов. Внешний вид также очень хорош. Согласно моде того времени, внедорожник имел почти плоскую кузовную панель и круглые фары. Прежде всего, внешне УАЗ-3172 напоминал Land Rover Discovery и армейский Mercedes-Benz Gelendewagen. Помимо практической военной версии, велись работы над модификациями для «гражданского» рынка. В 1991 году в Ульяновске собрали УАЗ-3172-01. Он имел цельнометаллический пятидверный кузов, улучшенную переднюю часть, прямоугольные фары, улучшенный интерьер, двигатель UMZ-420 с инжекторной системой питания и стандартные безредукторные мосты типа Spicer.

В 1992 году УАЗ-3172 прошел государственные испытания и был рекомендован к производству. Однако у новой национальной армии не было денег на покупку прогрессивного внедорожника.

Прототипы СССР

Как видите, дизайнеры в Советском Союзе создали много замечательных прототипов. Возможно, если бы мы смогли организовать массовое производство, автомобильная промышленность нашей страны выглядела бы совершенно иначе. Но, как известно, история, в том числе и история автомобиля, не терпит гипотез.

«Недоделано в СССР»: отличные машины, которые не стали серийными

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *