Lada 4WD: полноприводный универсал ВАЗ-2111
Удивительно, но тот факт, что российским водителям, как воздух, необходим полноприводный универсал АвтоВАЗа, появился только в конце 90-х годов. Первая попытка создать такую машину, вазовцы, была предпринята в 1999 году, так родился проект LADA 4WD.
Полноприводный универсал ВАЗ-2111
Полноприводный ВАЗ-2111 был создан инициативной группой по управлению производством ВАЗа. Следует отметить, что с середины 1990-х годов все основные колесные фриты изготавливаются подразделениями различных тюнинговых компаний. Рецепт создания этих машин был очень прост: адаптировать импортный «полноприводник» к отечественной трансмиссии. Вазовцы решили пойти по проторенной дорожке и позаимствовали вискомуфту, коробку передач и заднюю подвеску от Volkswagen Golf Syncro.
Передача работала следующим образом. Через оригинальный механизм выбора мощности крутящий момент передавался на заднюю коробку передач через коэффициент вязкости. В нормальных условиях почти весь крутящий момент передавался на передние колеса, но при пробуксовке часть момента автоматически перераспределялась на задние колеса. Карданные передачи были копеечными со стандартной подвесной опорой с поля. Он был расположен в туннеле пола рядом с выхлопной системой. Задняя подвеска на диагональных рычагах была собрана на легком подрамнике вместе с коробкой передач Wythev и угловым редуктором. Использовались стандартные амортизационные стойки, дорожный просвет был сохранен. Вообще, полноприводный «номер 11» можно было узнать только по шильдику LADA 4WD на задней двери.
В этом испытании проявилась вся жизненная сила концепции. Полноприводный ВАЗ-2111 был предсказуемо управляем и уверенно двигался по легкому бездорожью. В то же время на сухом асфальте полноприводная природа автомобиля не проявилась. Единственным существенным недостатком автомобиля была его высокая стоимость. Импорт компонентов значительно увеличил стоимость автомобиля. Например, если базовый универсал стоил около 130 000 рублей, то переход на полный привод оценивался в 200-210 000 и затем подлежал более или менее массовому производству.
Lada 4WD — попытка №2
Тем не менее, вазовцы настроены очень оптимистично и уже через год подготовили следующий вариант полноприводного универсала. На этот раз автомобиль получил собственный индекс ВАЗ-21116-04. Было несколько отличий от предшественника. Прежде всего, установив 15-дюймовые колеса и высокие пружины, конструкторы увеличили дорожный просвет до 180 мм. Кроме того, вместо базового 1,5-литрового двигателя использовался 2-литровый двигатель Opel мощностью 150 л.с., знакомый по «горячей» десятке ВАЗ-21106.
Кроме того, они были перенастроены и получили слегка полноприводную трансмиссию. Взамен импортной коробки передач была установлена дешевая нибовская. Крутящий момент на него передавался через алюминиевый карданный вал, разработанный специально для Lada 4WD. Вискуйофт остался прежним, но его характеристики были изменены. Таким образом, даже в нормальном режиме на заднюю ось подавалось до 30 % крутящего момента. В случае соскальзывания этот показатель был увеличен до 50 %. Другими словами, ВАЗ-21116-04 имел настоящий, постоянный полный привод!
Как отметил журналист, характер вождения 111-го был значительно ярче. Скорость сцепления значительно увеличилась, так что автомобиль управлялся «точнее», чем его предшественник, особенно в быстрых поворотах. Более того, с немецким двигателем отечественный «сарай» показал очень достойную динамику — разгоняясь до 100 км/ч всего за 9,8 секунды и достигая максимальной скорости 190 км/ч. Другое дело, что импортные двигатели значительно увеличивали конечную цену. Оценочная стоимость ВАЗ-21116-04 была оценена в 480 000 рублей. По тем временам очень внушительная сумма! Однако автомобиль должен был оснащаться 16-клапанным родительским родственником. Кроме того, тольяттинцы намеревались локализовать вязкую связь. Теоретически, полноприводный ВАЗ-2111 будет всего на 20% больше базовой модели.
Стали бы вы использовать автомобиль, который популярен в нашей стране? Несомненно. Однако организация серийного производства LADA 4WD требовала значительных финансовых ресурсов. В начале 2000-х годов, когда производство «Калины» было поставлено на поток и общий дефицит бюджета предприятия составил 300 миллионов долларов США, произошел серьезный скрип. В этих условиях не было денег на полноприводный универсал. Что очень жаль!