Пятница , 26 апреля 2024

Panoz Roadster: история малоизвестного американского спорткара

Малоизвестная в нашей стране компания Panoz была основана в 1989 году Дэном, сыном известного американского бизнесмена Дона Паноца. Паноз-младший страстно увлекался автомобильными гонками и давно мечтал построить свой собственный гоночный автомобиль. Сначала отец скептически отнесся к планам своего отпрыска, но, видя, с каким энтузиазмом тот относится к проблеме, выделил необходимую сумму денег. Вскоре на свет появился первый спортивный автомобиль молодой компании — Panoz Roadster, который произвел сильное впечатление на всех любителей быстрых машин.

Panoz Roadster

Не желая тратить время на проектирование автомобиля с нуля, Дэн Панотс решил поискать подходящее шасси за границей — в Европе. Вскоре он нашел подходящий вариант в Ирландии. Там небольшая компания Thomson Motor Company (TMC), созданная всемирно признанным специалистом Фрэнком Костином, разработала компактный родстер TMC Costin Compact Roadster с отличной управляемостью и хорошим балансом характеристик. Приобретя права и необходимые документы, а также взяв на буксир двух инженеров TMC, Дэн Паноз отправился в США и с энтузиазмом приступил к созданию автомобиля.

Конструкция TMC Costin должна была быть надлежащим образом переработана с учетом американской компонентной базы. Более того, вместо того, чтобы «перетягивать» детали с подходящих американских автомобилей, руководителям Panoz было поручено собрать автомобиль, который был бы надежным, простым в обслуживании и сбалансированным в отношении ключевых компонентов и узлов. В результате выбор пал на стандартные компоненты Ford.

Двигатель Panoz Rogster

Двигатель был позаимствован у Ford Mustang третьего поколения. Новейший 5-литровый V8 был оснащен системой питания с впрыском и производил 225 л.с. Он работал с очень надежной пятиступенчатой механической коробкой передач BorgWarner. Как правило, автоматические коробки передач не предлагались, хотя оригинальные Мустанги имели такие варианты. Рулевая рейка, элементы подвески, тормозная система и электрическая система также были немного изменены, опять же производства Ford. Фактически, из оригинальных компонентов Panoz Roadster в список вошли только топливный бак и укороченный приводной вал.

Panoz Roadster.

Силовой каркас кузова был разработан на основе разработок первого TMC Costin. В основе машины лежала пространственная рама из нержавеющей стали, усиленная перфорированными элементами. Он был значительно больше, чтобы вместить огромный двигатель и коробку. В целом, Panoz Roadster получился низким (высота 1300 мм) и очень широким (1950 мм). Внешне кузов был покрыт округлыми алюминиевыми панелями, нос был значительно заострен, а передние колеса были удалены из кузова. Крыши не было вообще, только высокое ветровое стекло служило защитой от непогоды. В целом, Panoz выглядел как классический европейский родстер, хотя и значительно больше.

Panoz Roadster.

Салон Panoz Roadster был нарочито простым и практичным по дизайну. Передняя панель и сиденья с глубоким профилем были отделаны кожей, а приборная панель располагалась по центру. Из удобных опций для владельцев автомобилей удовлетворительным является только четырехрежимное вентиляционное устройство. В салоне не было ни аудиосистемы, ни кондиционера, ни отопления. Однако водителям они были не нужны, поскольку Panoz Roadster — это прежде всего эмоции, а не комфорт. С 0 до 60 миль/ч Roadster разогнался всего за 5,1 секунды и достиг максимальной скорости 205 км/ч. Автомобиль проехал четверть мили за 13,7 секунды. В то же время он прекрасно управлялся благодаря идеально настроенному шасси и идеальному распределению веса (50:50).

Родстер был построен по индивидуальному заказу, и в период с 1992 по 1995 год было продано в общей сложности 44 экземпляра.

Panoz Roadster AIV

Panoz Rogster aiv

В 1996 году родстер Panoz был серьезно модернизирован. На этот раз машина базировалась на новом прочном и в то же время легком алюминиевом шасси. Кроме того, конструкторы Panoz установили яркий, полностью алюминиевый двигатель (блок + ГБЦ). Агрегат объемом 4,6 литра и мощностью 305 л.с. был позаимствован у Ford Mustang Cobra Svt.

Таким образом, если считать по внешним панелям кузова, новый Panoz Roadster состоял примерно на 70% из алюминия, таким образом, AIV (Aluminium Intense Vehicle) закрыл свое название. Общий комфорт был немного улучшен. К потребительскому восторгу появились: кондиционер, аудиосистема, отопитель. Внешне автомобиль фактически никак не изменился, только на капоте появился функциональный воздухозаборник. Однако динамические данные были улучшены. При разгоне до 60 миль/ч автомобиль сбросил скорость на 0,6 с (4,5 с), а «максимальная скорость» увеличилась до 210 км/ч.

В целом, новые алюминиевые родительские автомобили продавались значительно активнее, чем их предшественники. Всего с 1996 по 1999 год было продано 176 единиц. Конечно, такой показатель нельзя назвать выдающимся, но все же автомобили Panoz являются нишевыми и дорогими. Однако компания держится на плаву и по сей день, а это значит, что он все делает правильно.

Panoz Roadster: европейский спорткар по-американски

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *