ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода
Этот уникальный грузовик-амфибия побил множество мировых рекордов и решал самые сложные транспортные задачи, но так и не пошел в производство. Поэтически названный ЗИЛ-135п был разработан инженерами СКБ ЗИЛ в начале 1960-х годов.
Конструкция ЗИЛ-135П
Советская Армия рассмотрела вопрос о приобретении гибкой амфибийно-транспортной машины вскоре после окончания войны. Они создавали такие автомобили, как легкий ГАЗ-46, а позднее ЗИС-485. Однако им требовался автомобиль-амфибия, который мог бы перевозить еще больший вес и иметь лучшую устойчивость на воде. Они решили обратиться к легендарному В.А. Грачеву на его московский автозавод.
Компания начала работу в 1961 году на базе удлиненного полноприводного шасси ЗИЛ-135К. Кроме того, гусеницу пришлось увеличить на 200 мм до 2,5 метров, чтобы вместить огромные тела будущих амфибий. Кроме того, эксперты детально изучили компоновку ЗИЛ-135К и перенесли оба двигателя в заднюю часть платформы. В результате гребные винты приводятся в движение непосредственно от ножки коленчатого вала каждого двигателя. Движения колес были выполнены в соответствии с классической компоновкой серии 135.
Корпус амфибии из стекловолокна был разработан для обеспечения высокого уровня летной годности. Поэтому еще на ранней стадии проектирования модель корпуса прошла гидродинамические испытания в ЦНИИ Крылова. Он был построен на ЗИЛ-135п, самой быстрой колесной машине-амфибии в мире, с летной годностью 4 степени, что является беспрецедентным в этой категории.
В передней части ЗИЛ-135п находилась трехместная кабина с панорамным обзором. Сразу за ним находилась площадка для посадки 22 человек или 5 тонн груза. В кормовой части находилось машинное отделение с двумя двигателями ЗИЛ-375ИА мощностью 180 л.с. каждый. ЗИЛ-135п не имел ни рамы, ни подвески. Компактная рама была несущей, а плавность хода обеспечивалась высокоэластичными шинами диаметром 20 дюймов.
Испытания и закрытие проекта
После испытательного маршрута по Москве-реке амфибия была отправлена на ходовые испытания в Калининградскую область. В октябре 1965 года ЗИЛ-135п впервые появился в море. Интересно, что военные моряки, чьи испытания проводились на этой машине, очень пренебрегали ею. Однако ЗИЛ-135п оказался лучшим. Автомобиль-амфибия смог уйти в море на пять баллов, удивив скептиков. Кроме того, дельфины могли отплывать от берега на расстояние до 15 см.
Осенние испытания наглядно продемонстрировали потенциал амфибий для работы над проектом. Однако, к сожалению, ненадолго. В 1969 году работы были прекращены. Официальными причинами были недостаток производственных мощностей и высокая стоимость неофициальной конечной техники. Однако опыт производства грузовиков ЗИЛ-135П пригодился для серии амфибийных ПЭУ-1.