Ленд-лиз от Великобритании: английские грузовики на службе СССР

Многие знают, что во время войны в Советский Союз из стран-союзников поставлялось оружие, припасы, боеприпасы и оборудование в рамках программы помощи — Ленд-лиза. Помимо США, в этой программе приняли участие и другие страны. Ленд-лиз из Великобритании был очень нужен нашей стране, хотя и в небольших количествах, включая танки, самолеты и, конечно, автомобили.

Ленд-лиз от Великобритании

Согласно официальным данным, в период с 1941 по 1944 год Великобритания поставила Советскому Союзу 5239 автомобилей и бронемашин. Это число не является скромным по сравнению с аналогичными поставками из США, которые составили более 200 000 автомобилей. Тем не менее, британские машины были полезны, особенно на ранних этапах войны.

Bedford

Грузовики Bedford были самыми распространенными из всех британских автомобилей, использовавшихся Красной Армией. Они составили 20% от общего объема поставок, или 1100 автомобилей. В СССР были поставлены две модели: 1-тонный Bedford OXD и 3-тонный Bedford OYD. Оба грузовика имели колесную формулу 4х2, но с одной шиной, что обеспечивало им очень хорошую способность к обгону. Модель Bedford OXD имела более короткую колесную базу 2 820 мм, в то время как OYD имел колесную базу 3 988 мм. В остальном они были очень похожи внешне. Однако на фоне этих грузовиков британский прототип выглядел несколько иначе. Он отличался изогнутой цельнометаллической кабиной и остроугольным капотом.

Аренда земли в Великобритании Бедфорд ОХД

Грузовики оснащались рядным шестицилиндровым двигателем мощностью 72 л.с. Он был сопряжен с четырехступенчатой механической коробкой передач. Как и все британские автомобили, Bedford был праворульным.

В дополнение к вышеперечисленным моделям, Красная Армия также получила Bedford QLD, 3-тонный полноприводный грузовик. Он отличался от моторного типа тем, что имел кабину над двигателем и среднюю колесную базу 3632 мм. В СССР Bedford QLD поставлялся в очень небольших количествах.

Commer

Аренда земли в Великобритании 4 квартал

С момента своего основания в 1905 году компания Comer специализируется на производстве грузовых автомобилей. Действительно, его название является аббревиатурой фразы Commercial Cars.

Наряду с Bedford OYD, Comer Q4 был одним из самых популярных коммерческих автомобилей в Великобритании, грузоподъемность которого составляла 3 тонны. Он также поставлялся в Советский Союз, но в единственном экземпляре.

Commer Q4 был капотным грузовиком с колесной формулой 4х2. Он был основан на гражданской модели Commer Superpoise, но имел односкатные шины 10,50-16 дюймов и упрощенную кабину. Интересной особенностью была буксировочная проушина на передней части грузовика в сочетании с U-образной стальной защитой радиатора, которая встречается на многих автомобилях британской армии. Под капотом располагался довольно мощный 81-сильный шестицилиндровый бензиновый двигатель.

Британская армия недолюбливала Commeras и предпочитала более надежные Bedford. Однако, учитывая политическое происхождение Q4, это вполне объяснимо.

Austin

Остин К30

В СССР поставлялись различные модели грузовиков Austin. K30 1,5-тонный, K2 2-тонный, K3 3-тонный и модифицированная версия K6.

Грузовики имели схожую конструкцию, отличаясь только базой и количеством осей. Все грузовики оснащались 3,5-литровым рядным бензиновым двигателем мощностью 60 л.с. Кроме того, грузовики были унифицированы по трансмиссии, мостам, подвеске, тормозам и кабине. Первоначально кабина была упрощенной, но с 1942 года грузовики стали полностью металлическими.

Остин К6

Красная Армия использовала шасси Austin K3 для различных надстроек в виде грузовиков радиосвязи и другой военной техники. Базовый Austin K3 имел два задних колеса, но также был доступен с одним задним колесом и 4-литровым 72-сильным двигателем.

В 1942 году Austin K3 был заменен на Austin K6. Модель K6 имела модернизированный двигатель мощностью 82 л.с. и увеличенный бензобак. Они также использовались для хранения ракетных установок M-13. Однако неизвестно, сколько таких грузовиков было произведено.

Всего в СССР приехало около 500 австрийцев.

Fordson

1941 Fordson WOT8

Компания Fordson (Ford & Sons) известна в нашей стране с начала 1920-х годов, когда в СССР появилось производство тракторов Fordson Petitrovets. В Великобритании филиал компании Fordson в США начал работать десятилетием позже, в 1933 году.

Компания производила на островах широкий спектр грузовиков, как коммерческих, так и чисто военных. Эти грузовики были известны как WOT (War Office Trucks). Были выпущены различные модификации, начиная от 3-тонной модели WOT1 (6×4) до 1,5-тонного полноприводного грузовика WOT8. Последний привлек внимание наших вооруженных сил, и 900 грузовиков были заказаны Советским Союзом.

Fordson WOT8 был двухколесным грузовиком с кабиной над двигателем и двигателем V8, редко использовавшимся в военных автомобилях того времени (производился в США). В любом случае, двигатель был очень надежным и выдавал 85 л.с. Кроме того, благодаря двухступенчатому вариатору скорости и полному приводу, Ford WOT8 был вполне способен работать в качестве артиллерийского тягача для британских 17, весом 3 тонны. Красная Армия также использовала «Фордзоны» в различных ролях, в том числе в качестве шасси для «Катюш».

Fordson WOT8

Визуально британские грузовики Fordzone отличались угловатой кабиной и необычной решеткой радиатора с вытянутой вертикальной решеткой и горизонтальным «козырьком» (верхней подушкой).

В армии грузовики Fordson WOT8 были очень хороши. Они были высоко оценены за их транспортную способность и надежность, но не добились большой славы из-за своей малочисленности.

Ленд-лиз Великобритании — другие грузовики

Albion, Thornicroft, Leyland и Scammell также поставляли грузовики в СССР. В целом, «зоопарк» британских автомобилей был очень разнообразным, но немногочисленным. Тем не менее, эта поддержка не была излишней. Это было особенно актуально на начальном этапе войны, когда нехватка техники в Красной Армии достигла небывалого уровня.

Вторая мировая война. Ленд-лиз. Документальный фильм | History Lab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»