УАЗ-3907 «Ягуар»: советский внедорожник амфибия
Автомобили-амфибии были наиболее универсальными транспортными средствами и привлекли внимание советских военных во время войны. В начале 1970-х годов работа в этом направлении вновь активизировалась. Более того, на этот раз армейская команда настаивала на создании амфибий, способных выполнять широкий спектр задач. На Ульяновском автомобильном заводе в результате этих работ был создан плавающий внедорожник УАЗ-3907 «Ягуар».
УАЗ-3907 Ягуар
Специалисты Ульяновского автомобильного завода приступили к разработке легкого вездехода-амфибии в 1976 году. Автомобиль получил обозначение УАЗ-3907 Jaguar. Основной заказчик создал следующие основные требования Машины должны быть авиатранспортабельными, ремонтироваться в полевых условиях, уверенно преодолевать водные преграды и сложное бездорожье. Для снижения производственных затрат амфибии должны были быть максимально унифицированы с серийным УАЗ-469.
Единообразие серийной платформы не предлагало творческого подхода. Ульяновцы взяли лонжерон от УАЗ-469 и немного удлинили его с обоих концов. Рамы были интегрированы в исходный водоизмещающий корпус, а их гидродинамика была предварительно рассчитана в макете. В результате они получили Ermetic с оптимальными обводами, съемным брезентовым верхом и двухдверным цельнометаллическим семиместным кузовом.
Компоновка по сравнению с серийным УАЗом не изменилась. Спереди стоял четырехцилиндровый 2,5-литровый двигатель UMZ-414 мощностью 77 л.с. Была разработана новая синхронная четырехтактная механическая коробка и оригинальная двухскоростная ручная коробка. Кроме того, последний получил симметричный дифференциальный интерференционный сигнал. В результате приводы на обе оси работали непрерывно. Мост с пружинной подвеской — «военный» с бортовым редуктором.
К числу амфибийных особенностей УАЗ-3907 следует отнести два четырехлистника, установленных перед задними колесами. Кроме того, в отличие от других подобных автомобилей на Jaguar, руль полностью отсутствовал. Движение по воде осуществлялось путем поворота передних колес. Кроме того, радиус циркуляции был очень приемлемым — 19 метров.
С практической точки зрения «уаз водоплавающих птиц» также был очень полезен. Посадка на машину не была обременительной, так как боковые двери были целыми. Два отдельных места находились в передней части за откидными бортами магазина. В сложенном состоянии они образуют плоскую грузовую платформу, на которой можно разместить полезный груз весом до 600 кг.
Успешные испытания не помогли
Первый прототип УАЗ-3907 был построен в 1980 году. Уже первые испытания показали жизнеспособность этой концепции. Jaguar уверенно преодолевал водные преграды даже при небольшом волнении на волнах высотой до 30 см. Максимальная скорость воды составляла 9 км/ч. Кроме того, подготовка к принудительному использованию акватории была не такой обременительной и заняла около пяти минут.
На суше автомобиль показал хорошую проходимость, сравнимую с УАЗ-3151. Максимальная скорость на автостраде составляла 100 км/ч, а расход топлива — около 12 литров на 100 км. В целом, создатели получились очень солидными машинами-амфибиями и отвечали всем военным требованиям.
Напротив, решения о производстве УАЗ-3907 были отложены. Основные этапы испытаний и последующей доработки машины продолжались до середины 1980-х годов. Несколько лет ушло на различные бюрократические корректировки. Однако момент был упущен. В СССР началась перестройка и соответствующие экономические преобразования. В результате финансирование Министерства обороны ухудшилось, и уникальные плавающие внедорожники оказались ненужными для ключевых клиентов. К 1990 году удалось выпустить не более 15 автомобилей, один из которых в настоящее время находится в музее УАЗа.