ЗИЛ-135: плавающий вездеход СССР
В начале 1950-х годов в СССР началось создание нового поколения внедорожников. В авангарде технической мысли находилось СКБ ЗИЛ, возглавляемое легендарным конструктором В.А. Грачевым. Одним из первых его планов на эту тему было секретное экспериментальное средство всех ЗИЛ-135 с колесами 8х8.
Путаница с индексами
Предшественник «135-го», ЗИЛ-134, был отличным вездеходом. Однако серьезные проблемы с надежностью двигателя и высокая стоимость автомобиля не позволили наладить его производство. Учитывая негативный опыт, Виталий Андреевич решил начать разработку новой машины с нуля. Маркированный ЗИЛ-137, он был впоследствии переименован в ЗИЛ-135. Однако под этим именем был выпущен еще один автомобиль, который не поплыл. Но сначала по порядку.
Новая концепция
Неудача ЗИЛ-134 была связана с серьезными проблемами. В то время в СССР не было необходимых бензиновых двигателей. Поэтому Грачев решил установить на ЗИЛ-135 два двигателя ЗИЛ-123Ф от БТР-152. Они были очень надежными и вместе выдавали 220 л.с.
Двигатели располагались в машинном отделении за кабиной. Передачи были организованы в оригинальной схеме лодки. Другими словами, у каждого двигателя была своя пара колес с одной стороны. Кроме того, позади автомобиля находились два водоема, каждый из которых обслуживался собственным двигателем.
По сравнению с предшественником инженеры несколько упростили конструкцию ЗИЛ-135. Автомобиль не имел дорогой подвески и механической системы Varruco.
Корпус всех наземных испытательных аппаратов был спроектирован таким образом, чтобы проходить через серьезные водные препятствия. Они были изготовлены из балочных профилей и покрыты листовой сталью. Кроме того, специалисты СКБ имеют чуть более низкий профиль, который приносит не только воду, но и выбросы.
Амфибия на испытаниях
В октябре 1958 года СКБ ЗИЛ изготовило первый опытный образец ЗИЛ-135. В том же году он испытал его на окраине Москвы.
Большая дистанция с 500 мм грунта, шины низкого давления (до 0,4 кг/см2 в зависимости от накачки) и автоматическая коробка передач означали, что квадроцикл оказался очень надежным на дорогах с мягким грунтом. Он уверенно справлялся с дорогами шириной до 2,5 метров, горшечными ямами и канавами.
135 также неплохо себя показал в воде. Скорость на спокойной воде достигала 10 км/ч. Кроме того, благодаря водному промоутеру все наземные транспортные средства вместе с колесами сохраняли полную мощность, пока не вышли на берег.
По требованию военных
Тем временем, в конце 1950-х годов армия активно искала основу для новой ракетной системы «Луна». Успех ЗИЛ-135 на предварительных испытаниях сильно взволновал производителей ракет и позволил договориться о полном оснащении машины пусковыми установками, согласился Грачав.
Для государственных испытаний автомобиль «Аберт-роуд» получил ЗИЛ-135Б, и летом 1959 года Москва перегнала его в один Сталинград для установки ракеты. Затем его испытали на ракетном полигоне и на реке Дон. Затем он был испытан на испытательном поле «Дон». Было ясно, что машины-амфибии с огромными ракетами потеряли способность держаться на воде.
В конце концов, был создан новый автомобиль на базе ЗИЛ-135, но он уже приземлился. Впоследствии, в дополнение к базовой основе, ЗИЛ разработал более 20 135 модификаций, включая полностью амфибийный автомобиль ЗИЛ-135п.