Tatra 815: последний чехословацкий самосвал
Первые чехословацкие грузовики Tatra были введены в СССР в 1945 году. Эти автомобили поражали советских водителей своей необычной конструкцией — хребтовой рамой, независимой подвеской и двигателем с воздушным охлаждением. Однако, несмотря на сложную конструкцию, Татры использовались в самых труднодоступных районах страны и завоевали репутацию надежных и комфортабельных. Самым популярным и широко известным грузовиком Tatra в Советском Союзе был Tatra 815.
Tatra 815
В 1969 году Tatra начала производство нового грузовика Tatra T148. Эта машина была дальнейшим развитием модели T138 и унаследовала такие особенности, как капотированная кабина и хребтовая рама. Основными рынками сбыта T148 были социалистические страны, причем Советский Союз был крупнейшим поставщиком. Арктический грузовик Tatra T148 активно работал на строительных площадках на севере. Однако чехи прекрасно понимали, что эта модель устарела, и начали работу над новым поколением грузовиков.
Заимствовав у тяжелого военного грузовика Tatra T813 некоторые полезные решения в виде модульной конструкции и компоновки «кабина над двигателем», в 1983 году чехи представили целую серию грузовиков под общим названием Tatra 815. Новая платформа шасси с независимой подвеской была разработана как основа для унифицированных грузовиков с колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×8. Для них компания разработала серию стандартных V-образных дизельных двигателей воздушного охлаждения с различными объемами, мощностью и количеством цилиндров. Надо сказать, что расчеты Чехословакии оказались верными. Серия Tatra 815 впоследствии включала бесчисленное множество военных и гражданских версий грузовиков.
Первыми были выпущены трехосные самосвалы Tatra T815S1 и T815S3 с задней или трехсторонней разгрузкой. Позже в серии были выпущены бортовые автомобили, тягачи и шасси, а также трехосные грузовики. Грузовики оснащались двигателями TZ-928 V8 (231 л.с.), T3-929 V10 (283 л.с.) и T3-930 V12 (320 и 360 л.с.). Грузовики работали с 10- или 20-ступенчатыми механическими коробками передач. Шасси чехословацких автомобилей традиционно было хребтовым. Передняя подвеска была независимой торсионной. Задняя подвеска независимая с продольными полиэллиптическими пружинами. Сама конструкция шасси вызывала легендарные «изгибы» Tatra, когда она не была полностью загружена. Все оси являются ведущими, а задняя ось оснащена межколесными блокировками.
Внешне Татры серии 815 отличаются совершенно новой двухместной кабиной. Он располагался над двигателем и, в отличие от Tatra T148, имел упрощенный угловатый дизайн. Интерьер также был полевым, но сиденье водителя имело пневматическую подвеску, а кабина была оборудована дизельным отопителем.
Татра в СССР
Из 815 единиц, поставленных в СССР, почти 90% были самосвалами. Грузовики использовались почти во всех регионах, особенно на севере страны. Несмотря на довольно необычную конструкцию, чехословацкие грузовики были очень прочными. Хребтовая рама имела высокую жесткость на изгиб и кручение и хорошо проявила себя в ситуациях, когда обычные хребтовые рамы грузовиков уже треснули или «скрутились». Кроме того, независимая подвеска, идеально соответствующая профилю дороги, и полный привод обеспечили Tatra отличную маневренность на бездорожье и комфорт вождения.
Tatra 815 также была очень полезна. Замена сцепления и задней пружины не составила труда благодаря «полосатой» конструкции. С двигателем также не было проблем. Однако, если требовался ремонт, его часто проводили без снятия двигателя, так как доступ к компонентам был очень простым.
В период с 1983 по 1991 год СССР закупил около 80 000 автомобилей Tatra 815. После распада Советского Союза и проблем в собственной стране производство резко сократилось. Несмотря на все это, чехи сумели сохранить производство, и грузовики серии 815 выпускаются до сих пор, хотя и в полностью модернизированном виде.