Crosley CC (Crosmobile): микролитражный автомобиль США
Пока в Европе еще полыхали пожары войны, американские автопроизводители уже думали о том, как будут выглядеть послевоенные автомобили. Поскольку в США не было налога на размер двигателя, никто из «большой тройки» не думал о создании маленького автомобиля. Однако в стране уже появлялись беженцы и просто бедные люди, которым нужны были дешевые, компактные автомобили. Именно поэтому на рынке США впервые со времен Ford Model T появился новый, супердорогой, но в то же время серьезный автомобиль — Crosley CC (Crossmobile).
Микролитражные автомобили Crosley
Crosley CC, появившийся в 1946 году, был детищем Crosley, довольно известной в США компании. Однако она была известна не как автомобильная компания, а как производитель отличных радиоприемников и другой бытовой техники. Однако основатель компании, Пауэлл Кросли, был не чужд автомобильной тематике. С довоенного 1939 года компания освоила мелкосерийное производство небольших двухдверных компактных автомобилей.
Первый Crossley был очень простым. Он имел двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 12 л.с., рессорную подвеску и барабанные тормоза. Главным преимуществом Crosley была его цена. Всего за 299 долларов США покупатели получили настоящий двухместный автомобиль с расходом 4,5 литра на 100 км и максимальной скоростью 85 км/ч. Модель Crosley 1939 года не имела большого успеха, но к 1942 году компания продала 6 000 единиц.
С началом войны компания Пауэлла Кроссли присоединилась к военному строю. В период с 1942 по 1945 год автомобильное подразделение компании Crosley производило верхневальный четырехцилиндровый двигатель Cobra для боевых катеров и амфибийных машин. Центральной особенностью этого двигателя был блок, изготовленный из листа нержавеющей стали методом штамповки с последующим нанесением слоя расплавленной бронзы. Меньшие поршни, включая картер, были изготовлены из алюминия, и вес блока составил всего 63 кг. При этом двигатель объемом 724 см3 выдавал весьма впечатляющие 28 л.с.
В мирное время компания Crosley довольно успешно вышла на рынок с финансовым «жиром» и репутацией ответственного подрядчика. Поэтому неудивительно, что в июне 1945 года государство разместило крупный заказ на 16 000 легких автомобилей для инвалидов и малоимущих. Именно здесь вскоре появился Crossley CC.
Crosley CC/CD (Crosmobile)
Crossley CC был квинтэссенцией довоенного шасси и сверхлегкого двигателя Cobra. Колесная база осталась прежней — 2033 мм, длина — 3683 мм, ширина — 1240 мм. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса задней оси через трехступенчатую «механику» и карданную передачу. Рамная основа включала в себя уникальную конструкцию двухдверного цельнометаллического четырехместного кузова с округлыми формами, очень высокими подоконными линиями, узко посаженными фарами и сеткой вместо радиаторной решетки. Тем не менее, удобства были более чем достаточными. Crossley CC был оснащен радио, обогревателем и указателями поворота. В такой конфигурации 550-килограммовый автомобиль мог разгоняться до 90 км/ч. При этом расход не превышал 5-7 литров бензина на 100 км.
Сначала были выпущены кабриолеты и седаны. Цены на автомобили начинались от 325 долларов за кабриолет и 350 долларов за седан. В то время это были самые дешевые четырехместные автомобили в США. Ближайший конкурент, американский Bantam, стоил более 100 долларов. Годом позже в модельный ряд были добавлены универсалы, пикапы и фургоны. Помимо США, легкие автомобили Crosley продавались в Великобритании и на Кубе под маркой Crossmobile.
Следующий, 1948 год, стал самым успешным для марки. Впоследствии было продано 29 000 автомобилей. В 1949 году появилась модернизированная модель Crosley CD с дисковыми тормозами на передней оси, чугунным блоком цилиндров и обновленным кузовом с более привлекательным внешним видом. В августе того же года был выпущен Crosley Hotshot Sports Roadster, основанный на базовой модели с обтекаемым двухместным кузовом и увеличенной колесной базой. Такой автомобиль может развивать скорость 130 км/ч.
Несмотря на различные модификации, к началу 1950-х годов интерес к мини-карам Crosley начал значительно снижаться. Благосостояние американских граждан росло, и дешевые, но примитивные автомобили стали их меньше интересовать. Пауэлл Кроссли ушел из автомобильного бизнеса, не желая вкладывать средства в разработку новых «серьезных» моделей. Последний Crossley покинул завод в июле 1952 года. За послевоенную историю марки было выпущено 71 250 автомобилей. Для страны, где высоко ценятся автомобили с двигателями V8 объемом не менее 5 литров, это своего рода рекорд!