Dodge Omni Shelby GLH-S: «горячий хэтчбек» от Кэрролла Шелби
Когда в 1978 году компания Dodge освоила производство компактного хэтчбека Dodge Omni со скромным 1,7-литровым двигателем, она не могла предположить, что со временем он превратится в превосходный спортивный автомобиль Shelby GLH-S. И благодаря легендарному конструктору Кэрроллу Шелби это так.
Кэрролл Шелби и Додж
Dodge Omni был разработан совместно с европейским отделением Chrysler Europe и вобрал в себя многие черты, характерные для европейских автомобилей того времени. Автомобиль получил поперечный двигатель, небольшой пятидверный кузов хэтчбек, независимую подвеску MacPherson сзади и переднеприводную компоновку с полузависимой балкой сзади. С технической точки зрения, Omni не представлял собой ничего особенного, но с точки зрения потребительского спроса он отлично позиционировался американской публике и продавался очень хорошо — в среднем 8 000 единиц в год.
Тем временем, в октябре 1982 года дизайнер гоночных автомобилей Кэрролл Шелби перешел на работу в Dodge в качестве технического консультанта. Первым проектом, реализованным в новой области, стал модернизированный Dodge Shelby Charger для 1983 модельного года. Несмотря на имя, новый Заряжающий совсем не походил на своего гигантского предка.
Это был двухобъемный переднеприводный автомобиль в кузове купе и оснащался хлипким 2,2-литровым двигателем мощностью всего 94 л.с. Тем не менее, благодаря модернизации двигателя и шасси, Шелби удалось возродить характер Charger. Благодаря производительному распределительному валу и новой выхлопной системе мощность двигателя была увеличена на 13 л.с. Кроме того, были установлены более жесткие укороченные пружины с шинами Goodyear и легкие алюминиевые колеса.
Первый опыт оказался удачным, и в 1984 году Шелби привлекли для доработки Dodge Omni. Модель получила название Dodge Dodge Omni GLH. В то же время, аббревиатура была расшифрована как ‘go like hell’. Мощность автомобиля составляла 107 л.с., в отличие от базового двигателя Omni с принудительной индукцией от Shelby Charger. И в соответствии с модернизированным шасси. Через год появился более интересный вариант с опциональным двигателем с турбонаддувом мощностью 146 л.с. С этим двигателем GLH Turbo был значительно быстрее. Упражнение 0-100 автомобиль выполнил за 7,5 с, а максимальная скорость составила 190 км/ч. По меркам класса это были очень достойные показатели.
Shelby GLH-S
Каким бы талантливым ни был знаменитый дизайнер, он был вынужден действовать в рамках корпоративных стандартов и ограничений серийного производства Dodge. Все изменилось в 1986 году, когда Шелби основал свою собственную компанию Shelby Autoviles. В качестве первого проекта для своей новой тюнинг-мастерской он выбрал Dodge Omni GLH Turbo.
Потенциал Omni GLH был очень высок. После установки более производительной форсунки и турбокомпрессора, промежуточного охладителя и нового впускного коллектора мощность двигателя была увеличена до 175 л.с. Удаление 2,2 литра такой мощности из четырехцилиндрового двигателя в США в 1980-х годах стало настоящим достижением. Все автомобили оснащались неидентичной пятиступенчатой механической коробкой передач, от которой крутящий момент по-прежнему передавался на передние колеса.
Шасси было значительно изменено. Стандартные амортизаторы были заменены на регулируемые фирмы Koni. Кроме того, Shelby также получил слегка измененную развесовку колес, усиленный стабилизатор поперечной устойчивости, оригинальные 15-дюймовые легкосплавные диски и шины Goodyear Eagle Sport.
Внешне Shelby GLH-S можно было узнать по черной окраске кузова (ничего другого не предлагалось) и белым наклейкам с надписью Shelby и интеркулером GLH-S. Некоторые дальнейшие изменения были внесены в интерьер. Автомобиль был оснащен спортивными сиденьями с развитой боковой поддержкой, четырехспицевым рулевым колесом из персиковой кожи и спидометром, развивающим скорость до 217 км/ч.
Любимым занятием владельцев Shelby GLH-S было удаление всех внешних признаков «заряженных» модификаций и превращение его в условно стандартный Dodge Omni. При необходимости такой сдержанный и ненавязчивый хэтчбек может «наказать» гораздо более дорогой и статусный «muscle car». Чрезвычайно легкий GLH-S (1045 кг) разгоняется от 0 до 100 км/ч всего за 6,5 секунды и преодолевает четверть мили за 14,7 секунды. Автомобиль развил максимальную скорость 210 км/ч!
Модель Shelby GLH-S появилась в конце производственной линии базового Dodge Omni GLH Turbo и, как следствие, была ограничена 500 единицами. Всего за несколько недель после выпуска все автомобили были разбросаны, и по сей день Omni Кэрролла Шелби является желанной добычей для коллекционеров.