Четверг , 23 мая 2024

АНТЭЛ-1 и АНТЭЛ-2: первые российские водородомобили

Водородная энергия в наши дни снова на слуху. Недавно Европейский Союз объявил о новой водородной стратегии и постепенном отказе от ископаемых источников энергии. Более того, к 2050 году европейцы планируют почти полностью перевести железнодорожный и автомобильный транспорт на водородное топливо. В нашей стране планы несколько скромнее, но опыт строительства полностью оформленных водородных носителей у отечественных автопроизводителей есть. В начале 2000-х годов АвтоВАЗ разработал «Антел-1» и «Антел-2» — первые российские автомобили на водородном топливе.

АНТЭЛ-1

Работа над темой «Антел» (автомобиль на топливных элементах) началась в 1999 году по инициативе Георгия Константиновича Презова, советника по развитию технологий АвтоВАЗа. О производительности этого растения ходят легенды. В качестве главного дизайнера он запустил NIVA с сериями «8», «10» и «Viburnum».

У завода не было опыта создания автомобилей на водородном топливе. В поисках помощи они решили обратиться к эксперту в военной отрасли, а именно к корпорации «РКК Энергия». У них был соответствующий опыт. Именно корпорация Eneglia создала энергохимический генератор (ECH) для своего космического корабля «Бран». Батарея тепловыделяющих элементов для ЭХЗ была поставлена Уральским электрохимическим заводом. Огромный объем работы стоил того, чтобы убедить «ракетчика» присоединиться к проекту, что в итоге удалось.

Транспортное средство

Два года ушло на достройку и адаптацию энергетической установки автомобиля, и к 2001 году первый российский водородный автомобиль «Антел-1» был готов. Носителем установки был ВАЗ-2131. Принцип ее работы был очень прост. Водород и кислород в баллоне поступали в электрохимический генератор и в присутствии катализатора молекулы газа соединялись с молекулами воды посредством выделения тепла и электричества. Кроме того, ток подавался на 25-киловаттный электродвигатель (КПД 70%), который приводил в движение передние колеса. Электронный блок управления системы управления (БСУ) управлял фермой.

Электрохимический генератор, баллон с водородом (60 л) и кислородом (36 л) находились в багажнике. Помимо вышеупомянутых электродвигателей в моторном отсеке находились стартовая батарея и БСУ. Для стрельбы из ЭХГ требовалась огневая батарея, на что у «Антел-1» ушло примерно 1,5 часа. Согласно расчетам с использованием полностью заправленного баллона, дальность хода машины составляла 200 км. В этом случае автомобиль может разогнаться до 80 км/ч. Другими словами, достаточно ходовой водородный автомобиль, хотя отечественные инженеры сочли его характеристики скромными.

В том же году «Антел-1» был представлен на пятом московском автосалоне, где произвел фурор. Европейцы и японцы до сих пор не могли понять, как можно было за столь короткое время в России построить автомобиль такого высокого уровня на топливном элементе. Как бы то ни было, «Антел-1» стал важным шагом в развитии водородного транспорта в нашей стране. И он далеко не последний.

АНТЭЛ-2

Антел-2

В 2003 году на базе ВАЗ-2111 был собран «Антел-2». Этот автомобиль оказался гораздо совершеннее своего предшественника и имел множество важных особенностей. Во-первых, его ECH был разработан специально для транспортных средств, а не модернизированный ECH с космического корабля. Кроме того, на «Антел-2» больше не было кислородных баллонов. Кислород вырабатывался самой установкой подвесного воздуха. Емкость водородных баллонов была увеличена до 90 литров, что позволило увеличить дальность хода машины до 350 км/ч. При этом максимальная скорость нового Antel достигла 100 км/ч.

Автомобиль получился на 300 кг легче своего предшественника. Он стал еще более динамичным благодаря новому электросчетчику на 60 килограммов (КПД 90%). Кроме того, новый электродвигатель работает в режиме рекуперации и может подзаряжать буферную никель-металлогидридную батарею емкостью 10 AH. При интенсивном разгоне эта батарея включается в работу и временно увеличивает отдачу двигателя. Новая, более эффективная батарея Start -UP и специальные нагреватели позволили сократить время холодного запуска машины до 10 минут.

Водородные каррадасы

Внешне «Антел-2» никогда не отличался от обычного «одиннадцатого». Однако, в отличие от своего предшественника, он значительно перекрестился. Поэтому ECH, электромотор и компрессор были расположены в моторном отсеке, а буферная батарея — в базе перед задней осью. Баллоны с водородом располагались на полу багажника и в то же время не скрывали полезного пространства в багажнике. Другими словами, потребительские характеристики «Антел-2» практически полностью соответствовали базовому ВАЗ-2111.

Российские водородомобили

Aurus Hydrogen

Однако это дело, конечно, осталось за стоимостью необходимой дорожной инфраструктуры. По слухам, «Абтоваз» потратил на разработку «Антел-2» около 100 миллионов рублей, в десять раз больше, чем на «Антел-1». Это очень естественно. Если в случае с первой машиной почти все необходимые элементы уже были в готовом виде, то в случае со второй многие компоненты пришлось создавать заново. Но в равной степени стоимость проекта была во много раз меньше, чем у иностранного автопроизводителя. В планах Волжского автомобильного завода были и другие водородные автомобили, но практического применения они не нашли. В 2021 году были представлены водородные ауры, но подробности об этих машинах пока неизвестны.

За рубежом тех, у кого есть водородные автомобили, больше, но их не так много. Toyota отчаянно пытается продвинуть Toyota Mirai, но, откровенно говоря, она ужасна. В Японии развивается водородная инфраструктура, но спрос на автомобили все еще очень низок. Неудивительно, учитывая его непомерно высокую цену. Недавно компания Honda объявила, что снимет с производства прозрачные водородные модели Honda из-за низкого спроса. Корейцы по-прежнему выпускают Hyundai Nexo, но уже с меньшим энтузиазмом. В целом, несмотря на смелое заявление Европейского Союза, будущее водорода остается неоднозначным.

Лада АНТЭЛ: первые российские водородные автомобили

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *