Четверг , 23 мая 2024

Toyota Celica GT-Four и позор Тойоты 90-х

В истории автоспорта было много случаев, когда команды шли на всевозможные ухищрения, чтобы получить преимущество над соперниками. Однако инцидент, произошедший в середине 90-х годов с официальной раллийной командой Toyota и ее суперкаром Toyota Celica GT-Four, и сегодня поражает своей надменностью и элегантностью.

Toyota Celica GT-Four — королева ралли

К началу 1990-х годов Toyota решила основательно укрепить свои позиции в чемпионате мира по ралли. Все это было условно. У команды Toyota Team Europe были отличные машины. Toyota Celica GT-Four, необходимый бюджет и, самое главное, отличный пилот. Карлос Сайнц выиграл титул чемпиона WRC в 1990 и 1992 годах, Юха Канккунен был на подиуме в 1993 году, а Дидье Ориоль — годом позже. Более того, в 1993 и 1994 годах Toyota выиграла чемпионат конструкторов, заменив знаменитую Lancia. Другими словами, японцы добились определенного престижа и определенного «головокружения от успехов».

WRC и японские автопроизводители

Поскольку молодые и амбициозные Subaru и Mitsubishi уже вдохнули жизнь в спину Toyota, сезон 1995 года грозил стать по-настоящему захватывающим. Кроме того, новые технологии позволяли относительно маломощным автомобилям WRC показывать лучшие результаты, чем их знаменитые предки из группы B. В результате FIA ввела дополнительные ограничения на мощность двигателя из соображений безопасности. В результате размер ограничительных шайб, всасывающих воздух в турбокомпрессор, был уменьшен на 2 мм. Эта мера нанесла сильный удар по мощному двигателю Celica GT-Four.

С новыми мерами по выравниванию трассы Celica начала проигрывать этап за этапом. Subaru выиграла Монако и Португалию. Ралли Швеции осталось за Mitsubishi, и только во Франции Дидье Ориоль в упорной борьбе одержал единственную победу в сезоне для Toyota. Стало ясно, что на этом этапе сезона у Toyota нет шансов на подиум.

Махинация

Позор Toyota в ралли WRC 1995 года

В условиях полной секретности инженеры заводской команды разработали специальный механизм, позволяющий отодвинуть ограничительные шайбы на 5 мм назад. Это позволяет воздуху беспрепятственно поступать в турбину. Секрет такого решения заключался в том, что механизм начинал работать только после запуска двигателя и не появлялся снаружи. Это устройство увеличило мощность двигателя Celica GT-Four на 50 л.с. Учитывая, что двигатели автомобилей WRC в то время имели мощность менее 300 л.с., это был очень значительный прирост!

Впервые «обманная» Celica появилась на предпоследнем этапе в Испании, и Юха Канккунен, управляя ею, был невероятно быстр. Уже в первый день гонки финн захватил лидерство, и его отрыв от ближайшего преследователя составил 22 секунды. Никто не понимал, откуда у Toyota такая скорость. Чтобы убедиться в этом, техники FIA демонтировали изношенный турбокомпрессор для исследования.

Toyota во время автопробега.

В результате, после тщательного анализа, был найден секретный механизм. Инспекторы FIA были поражены тем, насколько элегантно она была выполнена. Макс Мосли, президент организации, высоко оценил работу инженеров Toyota, сказав

Это самая гениальная вещь, которую я видел за 30 лет занятий автоспортом!

Макс Мосли.

Тем не менее, это не спасло нас от позора. FIA была безжалостна, аннулировав все победы команды в течение сезона и отстранив их на год. Суровое, но справедливое наказание.

Тем не менее, этот позорный эпизод не уничтожил Toyota Motorsport, и команда вернулась в WRC в 1997 году с новым автомобилем. Однако это уже совсем другая история.

Машина, которая навлекла позор на Toyota

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *