Nissan FJ20: самый мощный японский двигатель начала 80-х
Когда речь заходит о культовых японских двигателях 1980-х годов, на ум сразу приходят Toyota JZ или Nissan RB и SR. С другой стороны, есть несколько известных Nissan FJ20, которые стали революцией для японских автопроизводителей и были самыми мощными двигателями в Японии в начале 1980-х годов.
Предпосылки создания
К концу 1970-х годов некогда великий Nissan Skyline превратился из тяжелого, медленного автомобиля с устаревшим двигателем в непревзойденный спортивный автомобиль. Поэтому при разработке следующего поколения Skyline инженеры решили вернуться к истокам и создать более легкий автомобиль с мощным двигателем.
В 1981 году состоялся дебют нового шестого поколения Nissan Skyline с индексом R30. В отличие от своего предшественника, новый Skyline был ниже и шире, но почти не тоньше, и получил совершенно новый двигатель FJ20.
Nissan FJ20
Среди поклонников JDM ходит легенда, что двигатель FJ20 изначально был разработан для Формулы-1. Однако после того, как Nissan отказался от планов участия в Королевских гонках, разработка двигателя была перенесена на серийный FJ. Конечно, это всего лишь миф. Однако двигатель оказался более совершенным.
В отличие от древнего шестицилиндрового L20, новый двигатель потерял два цилиндра, но получил 16-клапанную головку блока цилиндров и двойной мост, первую в мире инжекторную систему питания и непрерывное распыление топлива. В результате Nissan FJ20 мог легко выдавать 150 л.с., что на 5 л.с. больше, чем у турбированной версии L20ET. FJ20 был значительно лучше своего главного конкурента, 8-клапанного 18RG Toyota, выдававшего всего 135 л.с. и устанавливавшегося на Toyota Celica.
Потребители приняли Nissan Skyline R30 очень хорошо. Среди японских автомобилей был горько-сладкий Nissan FJ20, который описывался как лучший двигатель в мире. В октябре 1981 года на волне успеха Nissan выпустил Nissan Skyline 2000rs весом 1130 кг. Это была отличная основа для автомобильных гонок.
Гонка вооружений
Конечно, Toyota должна была справиться с появлением FJ20, и в 1982 году был представлен двигатель 3T-GTEU. Была довольно странная конструкция: двухголовая головка блока цилиндров с восемью клапанами, двумя свечами зажигания на цилиндр и одним турбокомпрессором. В этой конфигурации двигатель выдавал 160 л.с.
В следующем году Nissan представил модель 2000RS Turbo. Он оснащался двигателем FJ20Det мощностью 190 л.с. с турбокомпрессором Garret TurboCharger. В то время Nissan 2000RS Turbo был самым быстрым серийным автомобилем в Японии. Год спустя, очевидно, чтобы покончить с Toyota, Nissan выпустил 205-сильную версию RS-X Turbo C с интеркулером и обновленной передней частью под названием Tekkamen (железная маска).
Nissan FJ20 в автоспорте
Nissan FJ20 широко использовался в автоспорте. Двигатель в основном использовался в Формуле 3, гонках грузовиков и ралли. Например, в 1982 году Nissan подготовил модель Silvia 240rs группы B с 2,4-литровым двигателем FJ24 под капотом. Этот агрегат был создан на базе FJ20 и развивал впечатляющую для атмосферного двигателя мощность в 265 л.с. Хотя Silvia не могла серьезно конкурировать с полноприводными европейскими монстрами, она оказалась очень зверски надежной.
FJ20 показал себя лучше и одержал убедительную победу в ралли 1986 года на Nissan Skyline RS.
Лучший двигатель Nissan начала 80-х
Конечно, FJ20 не достиг такой же славы, как RB26. Однако с точки зрения надежности он превосходит их, а его возможности практически равны. Самое главное, что именно Nissan FJ20 открыл эру нового японского двигателя. Он был высокотехнологичным, мощным и чрезвычайно надежным.