Запланированное устаревание автомобилей
Автомобили не так долговечны, как раньше» — это известное утверждение слышали все водители. Не имеет значения, о каком автомобиле идет речь — японском, немецком или американском. Но есть ли основания для такого утверждения? К сожалению, да.
Запланированное устаревание
Плановое или запланированное устаревание — это распространенный термин. Это означает, что производитель еще находится на стадии разработки продукта и имеет явный или скрытый срок службы. Впервые термин в этом отчете был введен промышленным дизайнером Бруксом Стивенсом в 1954 году.
Устаревание внешнего вида
В автомобильной промышленности плановое устаревание начали применять задолго до того, как Стивенс представил свой доклад. В 1924 году президент GM Альфред Слейн ввел ежегодное изменение дизайна автомобиля. Внешний вид автомобилей изменился незначительно, но этого было достаточно, чтобы вызвать дискомфорт у потребителей и подстегнуть их к покупке новых машин. Такая стратегия казалась особенно издевательской, учитывая давление Великого Страха в США, где у многих людей не хватало денег даже на еду.
Тем не менее, перманентный рестайлинг показал свою эффективность и используется автопроизводителями по сей день.
Моральное устаревание
Технология не стоит на месте, и AutOFIMS активно ее использует. Даже малейшее изменение мощности двигателя или появление новой опции предлагается автопроизводителями как важная инновация и активно продвигается. Таким образом, с каждым годом ваш автомобиль устаревает не только внешне, но и технически. Ситуация усугубляется агрессивным внедрением электроники и сложных мультимедийных систем.
Снижение надежности
С другой стороны, предыдущие примеры исчезают по сравнению с тем, что некоторые автопроизводители намеренно сокращают ресурсы в своих автомобилях. Это очень трудно доказать и ни в коем случае не признается в этом. Тем не менее, агентство JDPower сообщает, что в среднем по отрасли количество современных поломок снизилось со 170 на 100 автомобилей в 2009 году до 136 в 2019 году.
Планируемое устаревание, похоже, является мифом. Однако интересно, что подобное исследование проводилось только для автомобилей старше трех лет. Это связано с тем, что в группу не вошли автомобили семи- или пятилетнего возраста, поэтому вопрос остается открытым.
Усложнение ремонта
Кроме того, возрастает сложность и стоимость технического обслуживания. Современные автомобили сконструированы таким образом, что выход из строя даже небольшой детали приводит к замене всего узла в сборе! Есть ли тема про подшипники ступицы? Замените втулку. Сломалась ли шаровая опора? Замените рычаг подвески. И таких примеров можно привести множество.
Еще одна ловушка подстерегает автовладельца в официальном руководстве. Не рекомендуется прогревать двигатель и ездить на нем. Замените масло и клей масло, рассчитанное на весь срок службы. Таким простым способом автопроизводители немного сокращают срок службы своих автомобилей.
Кто виноват?
Запланированное устаревание является неотъемлемой частью капиталистического общества потребления. В такой ситуации экономика расходует гораздо больше природных ресурсов и производит огромное количество отходов. Кроме того, постоянная «гонка» за новыми товарами делает потребителей расточительными и загоняет многих в долговую яму.
С другой стороны, существует перспектива диаметра. Запланированное устаревание ускоряет технический прогресс, а не узкий слой предпринимателей, на благо всего человечества.