Советская Армия была крупным потребителем внедорожной техники и нуждалась не только в полноприводных грузовиках или всех наземных машинах, но и в специализированных автобусах, способных работать в самых сложных дорожных условиях. По ряду причин автомобильная промышленность не могла построить все наземные автобусы, а военные конструкторские организации были смешанными. Так на рынке появились полноприводные автобусы 38AS и APP-66.
Автобус 38АС
Первым был автобус 38АС (санитарный), созданный в 1965 году специалистами 38-го экспериментального договора Министерства обороны США в Бронницах. Он базировался на шасси ГАЗ-66-04 с удлиненной рамой, системой наполнения шин и бронированным электрооборудованием. В контексте, он имел кузов вагонного типа, обшитый листовым металлом. Из-за необычного расположения запасного колеса на передней части холодильника, 38AC имел характерный выступ на мембране.
Доступ осуществлялся через раздвижные боковые двери, а в задней части автомобиля находилась дверь для носилок. Первоначально разработанный как многоцелевой автобус, он выпускался в версиях для скорой помощи, персонала и пассажиров. Последний был рассчитан на 20 пассажиров. Несмотря на несколько условный внешний вид, автобус имел комфортабельный (по военным данным) салон, ленумные фары, систему отопления и вентиляции и обшивку.
Благодаря базовой раме, пропускная способность автобуса 38 AC была очень хорошей. Он поднимался под уклоном 30°, превышал 800 мм в ширину, проходил под углом 15° и мог пройти 800 мм в глубину. Кроме того, он обладал впечатляющей автономностью в 870 км на шоссе и максимальной скоростью 85 км/ч.
Автобус получил предпочтение в армии, и производство небольших колонн началось в 1967 году. В общей сложности было выпущено около 6 000 экземпляров.
АПП-66
Несмотря на популярность 38AC, у него были некоторые недостатки, которые были устранены в 1984 году в следующей модели, APP -66.
Автобус по-прежнему базировался на ГАЗ-66, но в отличие от своего предшественника имел другую компоновку. Запасные колеса, которые находились в передней проекции и вредили эффективности охлаждения и распределения веса, были перемещены внутрь. В результате пассажировместимость сократилась до 18 человек (не считая водителя). За счет нового, более угловатого кузова, интерьер был немного увеличен. Кузов также был построен по каркасной технологии и утеплен пенопластом.
Производительность APP-66 не так уж сильно отличается от его предшественника. Он все еще был намного лучше, но имел плохую динамику торможения и разгона, поскольку кузов был перегружен. Кроме того, по-прежнему существовали проблемы с техническим обслуживанием крупных агрегатов. Например, чтобы провести ремонт небольшого двигателя, необходимо было снять всю переднюю панель или снять кузов с рамы. Тем самым измерялось отсутствие альтернатив, но после выпуска простой, дешевой и удобной в использовании модели «вахтовки» TC-39641, APP-66 в ней не нуждался.
Производство APP-66 прекратилось в 1987 году, через три года после его начала. Было выпущено всего 800 автобусов.