Dutra DR-50: несуразный венгерский самосвал
Как известно, в рамках торгового партнерства ОКУ СССР закупал автомобили, тракторы и другую автомобильную технику. Помимо знаменитых автобусов «Икарус», Венгрия также поставляла в СССР малоизвестные грузовики Csepel и малоизвестные грузовики Dutra DR-50. Последняя была очень странной конструкцией и опасной для работы!
Dutra DR-50
Модель Dutra DR-50 была разработана в 1956 году конструкторами тракторного завода Voros Csillag в Будапеште. Машина получила уникальное название «Dutra» от сочетания дробилки и трактора. Заслонка представляет собой небольшой демпфер, предназначенный для работы в стесненных условиях с короткими руками. Эти машины имели короткую колесную базу, небольшие размеры и относительно простую конструкцию.
Сердцем Dutra DR-50 была сварная литая рама, прочно соединенная болтами с корпусом трансмиссии и задним мостом. Передняя подвеска представляла собой независимую подвеску с поперечными пружинами. Четырехцилиндровый дизельный двигатель D413 мощностью 60 л.с. был позаимствован у автомобиля Csepel. Он был сопряжен с трехступенчатой коробкой передач с двойным сцеплением. Все колеса были оснащены гидравлическими барабанными тормозами и усилителем руля. Задние колеса были 10.00-24 и 5.00-20. Таких такси не было. Вращающееся сиденье водителя располагалось слева от крышки двигателя. По обе стороны от рулевой колонки располагались два рулевых колеса и двойные педали. В задней части самосвала находилась металлическая грузовая платформа ковшового типа объемом 3,5 кубических метра.
Модель Dutra DR-50 не имела гидравлических подъемных цилиндров. Разгрузка осуществлялась путем переворачивания устройства под тяжестью груза. Платформа с полукруглым выступом в нижней части находилась на специальной раме с протекторами. Он был закреплен защелкой, которая открывалась дистанционно с помощью веревки во время разгрузки. Такой способ разгрузки был довольно опасным. Нередко самосвалы вставали или опрокидывались на два колеса. Поэтому несоблюдение мер предосторожности и ручное разблокирование замков может привести к неприятным последствиям.
Тем временем, Dutra DR-50 оказался чрезвычайно полезным. Благодаря короткой колесной базе 2375 мм он может буквально разворачиваться на месте (радиус разворота 5,6 м). Кроме того, его грузоподъемность составляла внушительные 6 тонн. Максимальная скорость грузовика никогда не превышала 34 км/ч, но это не было проблемой при работе на коротких расстояниях в 1-2 км. Самосвалы были очень экономичными, потребляя около 30 литров дизельного топлива на 100 км.
Тем не менее, самосвалы не были очень популярны в СССР. Несмотря на то, что в 1961 году они получили гидравлические домкраты и герметичные металлические кабины. Только в нашей стране было произведено около 6 000 таких грузовиков.