Pontiac Fiero: первый среднемоторный американский автомобиль

Pontiac Fiero — должен был стать одним из лучших американских автомобилей. Доступный, мощный, недорогой и хорошо выглядит. Но, к сожалению, он оказался катастрофой и настоящим кошмаром для его владельцев и корпорации General Motors.
Доступный спортивный автомобиль
В 1978 году инженерная группа Pontiac во главе с Робертом Дорном обратилась к руководству с просьбой создать недорогой спортивный автомобиль с пластиковым кузовом средней грузоподъемности. Как бывший гонщик, Дорн давно хотел построить такой автомобиль, но только большие начальники в GM сомневались, сомневаясь в его успехе на рынке. Поэтому Дорн предложил использовать существующее шасси и дешевый четырехцилиндровый двигатель. Оценив, что запуск серии автомобилей не потребует значительных инвестиций, руководство компании дало добро. В конце того же года работа закипела, и проект получил кодовое название P-car.
Экономия во всем

На разработку автомобиля было выделено всего 410 миллионов долларов США. Учитывая, что часть из них должна была пойти на модернизацию завода, бюджет оказался еще меньше. В результате экономия должна была быть неустанной.
Поскольку в то время у GM не было платформы для среднего двигателя, инженеры прибегли к определенным мерам. Они повернули платформу на 180° от переднеприводного Chevrolet Citation и позаимствовали переднюю подвеску у Chevrolet Chevette. Таким образом, они получили недорогую среднемоторную платформу с независимой подвеской типа MacPherson спереди и сзади. Хотя на первый взгляд все выглядело хорошо, в действительности это решение предполагало ряд компромиссов.
Первоначально Роберт Дорн хотел установить на P-car перспективный 1,8-литровый двигатель, но из соображений экономии был использован более старый 2,5-литровый четырехцилиндровый двигатель Iron Duke мощностью 93 л.с. Очевидно, что тяжелый, низкооборотистый и маломощный агрегат не очень подходил для легкого спортивного автомобиля, но у команды разработчиков не было выбора.
Пластиковый кузов

Важной частью проекта P-Car был пластиковый кузов. Здесь специалисты Pontiac не стали сильно экономить, а разработали прочную пространственную раму, к которой крепились панели кузова. Прочность кузова была подтверждена краш-тестами, а возможность замены панелей сделала Pontiac Fiero самой популярной базой для создания реплик.
Дизайн также не разочаровал. Благодаря клиновидной форме и смещенной вперед кабине, автомобиль выглядел быстро и современно. Тем не менее, коэффициент Cx, равный 0,37, был очень высоким.
Pontiac Fiero и неплохой старт

В 1982 году P-car был назван Pontiac Fiero, а серийное производство началось весной 1983 года.
Дилеры предлагали базовую модель Fiero за 7 999 долларов США. Учитывая его привлекательный внешний вид, это было очень заманчивое предложение. В первый год было продано 136 840 автомобилей, что значительно превысило план. В результате некоторое время завод работал в три смены, а руководство Pontiac потирало руки от восторга.
Pontiac Fiero как спортивный автомобиль, с другой стороны, потерпел неудачу. Как отметил один журналист, он сильно ускорялся и замедлялся. Кроме того, шасси казалось «провисшим», а рулевое управление было неточным.
Во всяком случае, автомобиль продавался хорошо. В 1985 году Pontiac Fiero наконец-то был оснащен правильным шестицилиндровым двигателем мощностью 140 л.с. Также была представлена модификация Fiero GT со спортивной подвеской WS6 и новым дизайном передней и задней части.
Однако в 1985 году у Pontiac Fiero появился серьезный соперник в виде Toyota MR2. Несмотря на среднемоторную компоновку, Fiero был легче на 90 кг и на 20 л.с. мощнее, чем четырехцилиндровый Fiero. Продажи упали до 76 000 единиц в год. Тем не менее, Pontiac не сдавался, и в следующем году был выпущен Fiero с кузовом фастбэк, а V6 предлагался с пятиступенчатой механической коробкой передач Getrag.
Проблемы на горизонте

Тем временем из Понтиака начали поступать тревожные сообщения о самовозгорании Fiero. Первоначально производитель считал, что проблема заключается в самом владельце, но после того, как в 1986 году было выявлено 112 случаев, он признал наличие проблемы. Утечки масла вызывали самовозгорание, которое могло прилипнуть к горячим выпускным коллекторам. Репутация автомобиля сильно пострадала, что, в свою очередь, сказалось на продажах. К 1987 году продажи упали до 46 000 автомобилей в год.
В 1988 году Pontiac Fiero получил последнюю модернизацию. Новая задняя подвеска и тормоза сделали автомобиль таким, каким он был задуман инженерами изначально. Однако к тому времени было уже слишком поздно: продажи не превысили 39 000 единиц, и в том же году модель была снята с производства.