В сентябре этого года из-за глобального дефицита микросхем автозавод в Горги объявил о выпуске неполноценных автомобилей. АвтоВАЗ столкнулся с аналогичными проблемами, и некоторые модели сошли с конвейера без модулей ЭРА-Глонасс. Многие ситуации необычны, но в истории нашей автомобильной промышленности это не уникальная ситуация. В начале 90-х годов российские водители столкнулись с тем, что в продажу поступили совершенно новые автомобили без зеркал, сидений и даже колес …
Автомобильная промышленность России 1990-х
Чтобы понять, как это стало возможным, необходимо прояснить экономическую ситуацию, сложившуюся в начале 1990-х годов. После распада Советского Союза экономика страны пережила глубокий спад. Финансовые реформы и цены сопровождались резким ростом инфляции, которая буквально за один год (1992) увеличила стоимость товаров и услуг на 2600%.
Экономический шторм не обошел стороной и автомобильную промышленность. Если в 1992 году отпускная цена ВАЗ-2109 достигала 3 млн рублей, то в конце следующего года она составит уже 8 млн рублей. Однако стоимость компонентов росла еще быстрее. Многие поставщики находятся за границей и теперь продают свою продукцию за твердую валюту. Автомобильные заводы и lol, возможно, не смогли договориться о стоимости поставок, но цены были очень неоднозначными otic. В результате поставки стали нестабильными, и возникла внезапная нехватка деталей.
Сначала автопроизводители были вынуждены остановить свои конвейеры. Так, в сентябре 1991 года, впервые в истории предприятия, Волжский автомобильный завод полностью остановил работу главного конвейера на несколько дней. По сравнению с предыдущим годом производство снизилось на 70 000 единиц до 674 000 автомобилей. Не лучшим образом обстояли дела и на других автомобильных заводах. Исключением был газ. Именно благодаря новой «Волге» Газ-31029 смог увеличить производство до 105 000 автомобилей.
Полная остановка производства сулила серьезные финансовые и социальные потери на многих автозаводах (Ваз, АЗЛК, Ижмаш). Изначально предполагалось, что «полуфабрикаты» будут находиться на складах и испытывать нехватку персонала к моменту поступления компонентов. В том же 1992 году на Вазе было собрано 242 214 некомплектных автомобилей. Это составляет 35% от общего объема производства. Во многих случаях отсутствовали освещение салона, датчики топливного бака, зеркала, фары, сиденья и элементы обшивки.
Тем не менее, эти автомобили очень быстро поступили в свободную продажу, и проблема добычи недостающих запчастей свалилась на крики «счастливых» владельцев. Самое интересное, что даже такие автомобили пользовались устойчивым спросом. В странах, где темпы девальвации национальной валюты ускорялись, покупка реальных товаров так или иначе была единственным способом сохранить сбережения. Популярные рекламные слоганы этих лет гласили
Падение качества
Прежде всего, в 1990-е годы сильно пострадало качество выпускаемых автомобилей. Многие процессы сборки были «оптимизированы» или сокращены определенным образом. Выходные регуляторы OTC были реализованы, часто не задействовав их вообще или не запустив их вообще. Все это накладывалось на низкую культуру производства и устаревшее оборудование, которое приходилось ремонтировать своими силами.
Соответственно, снизилось качество компонентов от смежных поставщиков. Неисправные шаровые опоры, подозрительные тормозные шланги, неисправные генераторы, спайки и множество мелочей — все это было в порядке вещей для новых отечественных автомобилей в 1990-х годах.
Производство легковых автомобилей в России по заводам
Год. | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ваз. | 677253 | 683465 | 660335 | 531876 | 620145 | 680570 | 748828 |
azlk | 104801 | 101880 | 93847 | 64434 | 40600 | 2929 | 19920 |
Ижмаш. | 123131 | 55418 | 31425 | 21718 | 12774 | 9149 | 5200 |
Газ | 69000 | 69001 | 105654 | 118159 | 118673 | 124284 | 124339 |
уаз | 52491 | 51500 | 57604 | 55178 | 44880 | 33701 | 51411 |
Камаз (Ока) | — | 4483 | 5275 | 6118 | 8638 | 8935 | 17993 |
Всего. | 1026676 | 965747 | 954140 | 797483 | 845710 | 859568 | 967691 |
Однако не все было так плохо. Постепенно российская автомобильная промышленность оживала. В 1997 году в стране было произведено 968 000 автомобилей, что на 21% больше, чем в 1994 году. Лидерами отрасли были Ваз и Газ. Эти заводы смогли относительно быстро адаптироваться к новым условиям рынка и найти новых поставщиков. К указанному сроку производство некомплектных автомобилей на Волжском автомобильном заводе уже было прекращено. Кроме того, Горьковский автомобильный завод начал выпуск ГАЗ-3110, а на ВАЗе освоили долгожданный ВАЗ-2110.
Резкий рост цен на импортные автомобили в результате кризиса 1998 года сыграл на руку отечественным производителям. В новом десятилетии отрасль решила организовать производство автомобилей в России, что позволило ей консолидировать силы для запуска новых моделей, чтобы участвовать в жесткой конкуренции с иностранными компаниями. Однако это совершенно другая история.