Csepel: грузовые автомобили Венгрии
В нашей стране венгерский автопром был представлен в основном автобусами «Икарус». Они поставлялись в больших количествах и славились своей надежностью и комфортом. Между тем, помимо «Икара», в Венгрии было еще два автомобильных завода — в Дутре и Цепеле. Последняя также выпускала неплохие грузовики, которые также поставлялись в СССР, хотя и в очень небольших количествах.
Csepel
Машиностроительный завод Čepel (Будапешт) был построен в 1949 году. Первоначально компания специализировалась на производстве станков и деталей для автомобилей, но в 1950 году сменила направление на производство грузовиков.
Первый венгерский государственный грузовик был создан на базе австрийского Steyr 380. Это был простой и очень надежный двухосный грузовик с классическим капотом и четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 85 л.с. В дополнение к дизельному двигателю Csepel D350 получил пятиступенчатую коробку передач, гидравлические тормоза и задний мост с блокируемым дифференциалом. Вскоре модельный ряд пополнился 4-тонными грузовиками Csepel D400 и D420 с усовершенствованной системой привода. Последние грузовики получили еще более улучшенную отделку кабины.
В 1957 году годовой объем производства завода составил 2985 единиц. В том же году дебютировала еще одна новая модель Csepel D450. Грузовики оснащались 5,5-литровым двигателем мощностью 95 л.с., пневматическими тормозами и кабиной новой конструкции. Помимо базовой бортовой модели, модель 450 выпускалась также в виде тягача (D450N) и активно поставлялась в СССР. Тягачи были оснащены пневматическими замками и могли буксировать прицепы весом до 10 тонн. В целом, грузовики «Чепель» имели репутацию среди советских водителей как очень надежные и неприхотливые автомобили. Серия 450 выпускалась до 1972 года и поставлялась как в СССР, так и в другие страны СНГ.
В 1958 году Будапештский автомобильный завод начал производство своего новаторского автомобиля Chepel D700. Этот тяжелый грузовик был оснащен оригинальной кабиной и усиленной рамой, способной выдержать грузоподъемность в 7 тонн. Помимо базовой бортовой версии (D710), грузовики выпускались также в виде тягачей (D705N), автоцистерн (D707) и самосвалов (D711). Все эти автомобили оснащались рядными шестицилиндровыми дизельными двигателями мощностью от 125 до 145 л.с. Как и модель D450N, Chapel D705N в небольших количествах экспортировалась в СССР. Также было несколько сотен молочных цистерн и дюжина пожарных машин.
В 1968 году вместе с компанией Icarus компания Chapel начала производство автобусных шасси. Кроме того, завод выпускал дизельные двигатели Raba-MAN, гусеничные тракторы K800, автокраны, спецтехнику и военное оборудование. С 1952 года венгерская армия получала 3-тонные грузовики Csepel K300 (6×6) с полным приводом, которые в 1971 году были заменены на 6-тонный грузовик Csepel D566 (6×6). Для своего времени D566 был очень сложной машиной. Он был оснащен двигателем Raba-MAN мощностью 200 л.с., независимой торсионной подвеской всех колес, центральной системой подкачки шин, двухконтурной тормозной системой и блокируемым центральным дифференциалом.
Чепель и новые модели
В начале 1970-х годов венгры немного модернизировали двигатель. В 1970 году Cabover D452 был выпущен компанией Star 29 Trucks в Польше с новой угловой кабиной; 5-тонный грузовик оснащался двигателем мощностью 125 л.с. Кроме того, конструкторы также заменили кабины 700-й серии. На этот раз донором стал польский грузовик Zelz. В то же время были обновлены грузовики. С 1975 года грузовики оснащаются отремонтированными дизельными двигателями Lavaman вместо собственных двигателей. Пятиступенчатая коробка передач была заменена на шестиступенчатую коробку передач RABA.
В начале 1980-х годов производство сократилось. В 1976 году завод выпустил 1 200 автомобилей, а через пять лет — менее 1 000. В 1984 году компания CSEPEL выпустила свой новейший грузовик CSEPEL D750. Он был почти полностью построен из компонентов других производителей. Пять лет спустя, в 1989 году, завод прекратил производство грузовиков и обратил свое внимание на рамы для автобусов и другие автомобильные аксессуары. К сожалению, она функционировала недолго после распада социалистического блока в результате финансового кризиса. В 1996 году CSEPEL объявила о своем банкротстве.