Пятница , 12 апреля 2024

ЗИС-АТ-8 (АТ-14): многомоторный гусеничный тягач

В 1930-х годах советская автомобильная промышленность не производила мощных многоцилиндровых двигателей. Однако у них была большая потребность в них. Такие двигатели были необходимы для артиллерийских тягачей и других гусеничных машин. Конструкторы завода ЗИС попытались решить проблему оригинальным способом, установив два двигателя. Были разработаны экспериментальные многомоторные тракторы ЗИС-АТ-8 и АТ-14.

Многомоторные машины СССР

Надо сказать, что Мосзис не был пионером в производстве многомоторных автомобилей в нашей стране. В 1933 году на опытно-конструкторском заводе NTI родилась идея создания грузовика с двумя двигателями. Разработкой занимались Б.М. Фиттерман и А.А. Липгарт под руководством А.Н. ОСТРОВЦЕВА.

Трасса называлась джаг-нати-2м. Он базировался на трехосном грузовике YAG-10, оснащенном двумя двигателями ЗИС-5 общей мощностью 120 л.с. Поскольку не было подходящей коробки передач, способной передавать двойной крутящий момент, каждый двигатель был оснащен собственной коробкой передач. От них на валах располагались индивидуальные редукторы. Поэтому двигатели ЯГ-НАТИ-2М не имели механической связи между собой. Благодаря специально разработанной синхронной системе переключения передач, смена коробок передач происходила одновременно.

Летом 1934 года грузовик отправился на испытания, где потерпел неудачу. В основном это было связано с недостаточной производительностью легального двигателя, его сложностью и ненадежностью.

ЗИС-АТ-8 и АТ-14

ЗИС-АТ-8

Система двух двигателей вернулась в начало Великой Отечественной войны, когда в зоне артиллерийской защиты ГК было мало грузовиков. Заводы ZIS и NATI должны были в кратчайшие сроки создать и доминировать в производстве тягачей для буксировки до 8 тонн.

Разработкой грузовиков занимались те же инженеры, которые работали над трехосным JAG-NATI-2M, поэтому между конструкциями этих двух машин было много общего. В 1943 году был собран первый прототип — ЗИС-АТ-8. Это был двухколесный радиусный автомобиль грузоподъемностью 2,5 тонны. Двигатели были форсированы ЗИС-5 мощностью 77 л.с. каждый. Трансмиссия представляла собой типичную модель ZIS. Как правило, серийные компоненты использовались для снижения производственных затрат.

ЗИС-АТ-8

Гусеничные машины базировались на элементах легкого танка Т-70. Каждая гусеница имела свой собственный двигатель через настоящий задний мост с двойными ножницами.

Особый способ поворота трактора. Конструкторы разработали специальную систему, связанную с рулевым колесом и дроссельными заслонками. Поворот рулевого колеса увеличивал усилие на отсутствующую дорожку и уменьшал его на наконечники соответственно.

Артиллерийский тягач ЗИС

В ходе доработки конструкции в конце 1943 года был собран еще один грузовик — ЗиС-АТ-14, в котором сила притяжения в крюке была значительно увеличена за счет внедрения в коробку передач воздуховода US-6 Studebaker. В результате грузовик может буксировать до 14 тонн. Кроме того, гусеничный транспортер был немного переработан с установкой дополнительного седельно-сцепного устройства и двигателя с увеличенной до 92 л.с. мощностью.

В серию не пошли

Днище советского трактора

В начале 1944 года в пригородах была предпринята попытка проложить полуколею. Там аппарат показал следующие результаты. Zis-AT-8 мог передвигаться по шоссе со скоростью 20 км/ч с помощью системы крюковой пушки. Кроме того, в течение короткого периода времени автомобиль мог буксировать до 13 тонн. На автострадах ZIS-AT-14 мог разгоняться до 25 км/ч и, при определенных условиях, буксировать орудийные системы весом до 20 тонн.

В целом, результаты были признаны удовлетворительными. Однако главный недостаток двухколесных автомобилей — непрошеная работа двигателя — так и не был окончательно решен. Кроме того, стоимость полуприцепа двойного класса была высокой, а его надежность и сохранность в сложных условиях на фронте также вызывали сомнения.

Мосзис продолжил разработку одномоторного (ЗиС-АТ-3), но полугусеничного грузовика. Однако его эксплуатационные параметры были еще ниже, чем у АТ-8 и АТ-14, и спрос на него среди владельцев тракторов Красной Армии превышал возможности техники, предлагаемой по методу ленд-лиза. В конце 1944 года вопрос был закрыт.

Советский арттягач АТ-П

Смотрите также

ПКЦ-1, ШН-67 и ГАЗ-47АМА: нетрадиционные вездеходы ЗИЛ

В середине 1960-х годов СКБ ЗИЛ завершило испытания экспериментального вездехода ЗИЛ-Э167. Несмотря на невероятную проходимость, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *