Вторник , 28 мая 2024

Pontiac Aztek: история автомобиля «неудачника»

Пожалуй, ни один автомобиль, относящийся к могущественной компании General Motors, не подвергался такой критике. Pontiac Aztek называют самым уродливым автомобилем в мире, а его владельца — полным неудачником. Отчасти критика была справедливой, автомобиль не отличался красотой. Но в остальном Aztek был одним из самых прогрессивных американских автомобилей своего времени.

Pontiac Aztek

Ряд маркетинговых исследований, проведенных General Motors в середине 1990-х годов, определил, что на рынке очень четко сформировался запрос на небольшой автомобиль с приводом на колеса. Предполагалось, что основными покупателями этих машин будут активные, но небогатые молодые люди. На основе этих данных Том Питерс, руководитель отдела перспективных концепций GM, создал несколько поисковых эскизов. Они показали стильный внедорожник с уменьшенным силуэтом, широкой колеей и огромными колесными арками. Внешний вид автомобиля получился очень прогрессивным, полностью в духе корпоративного стиля GM того времени.

Вскоре картина «Медвежий коготь» (так Питерс назвал свою машину) попала на стол Джеку Смиту (главе GM). Надо сказать, что в то время корпорация переживала сложный период. Под давлением конкурентов доля компании на рынке постоянно снижалась, заводы закрывались, а сотрудники увольнялись. GM нужен был новый, инновационный автомобиль, чтобы вытащить компанию из финансовой ямы. Внимательно изучив концепцию медвежьего когтя, Смит понял, что перед ним именно такой автомобиль.

Прототип Pontiac Aztec

В 1998 году проекту был дан зеленый свет. Они решили построить автомобиль под эгидой бренда Pontiac, чтобы соответствовать концепции самого молодежного автомобиля. Первоначально в качестве основы была выбрана полноприводная рамная платформа с мощным двигателем Chevrolet Blazer. Дизайнеры были в восторге, но вскоре они рассорились. Было принято оптимальное решение, что автомобиль должен быть построен на скромной бюджетной платформе U-body минивэна Pontiac Montana. Переход на новую платформу повлек за собой изменение названия. С этого момента автомобиль стал называться Pontiac Aztek.

Pontiac aztk

Переднеприводная платформа заставила радикально пересмотреть дизайн автомобиля. Aztek получил высокий и одновременно узкий кузов с высокой поясной линией и непропорционально маленькими колесными арками. Том Питерс постарался придать автомобилю более благородный вид. Прототип щеголяет угловыми окнами и отличается «клювом-капотом» со встроенными указателями поворота и крутой кормой. Но в основном из-за продвинутой колеи и огромных колес он, как правило, оказывается стоящим. В 1999 году концепт был представлен на автосалоне в Детройте, где поразил всех своим необычным внешним видом. Нельзя сказать, что автомобиль вызвал большой ажиотаж, но он заинтересовал потенциальных покупателей.

Серийное недоразумение

Pontiac aztk 2001

Год спустя, когда Pontiac Aztek был представлен в шоу-руме компании, многие не могли поверить, что это финальная версия автомобиля. Проблема заключалась в том, что по пути на конвейер AZT он потерял все свое маленькое очарование и превратился в отвратительный, непривлекательный автомобиль. Предположительно, он прошел через все — от профильной прессы до вечерних телешоу! Даже те, кто вообще не интересовался автомобилями, знали, что Pontiac Aztecs — это худшая модель автомобиля.

Тем не менее, за уродливой личиной скрывался вполне солидный автомобиль. Автомобиль оснащался экономичным двигателем V6 мощностью 185 л.с. 4-ступенчатая автоматическая коробка передач. Подвеска не считалась достойным комфортом для рамного внедорожника. В 2001 году Azte приобрел полноприводную трансмиссию Versatrak, тем самым превратившись в полноценный кроссовер.

Pontiac aztk

Однако в плане реализации внутреннего пространства Pontiac Aztek достиг своего зенита. Просторный салон вмещал пять человек, но был максимально функциональным. У него было множество органайзеров, ниш и множество ящиков с полками. В багажнике было огромное количество ящиков, которые при необходимости можно было снять и использовать как чемоданы на колесиках. Кроме того, в качестве варианта была предложена палатка, которую можно было бы регулярно закреплять за автомобилем. В общем, Pontiac Aztek идеально подходил семейному аллигатору или любителю любого вида активного образа жизни.

Pontiac aztk с тентом

Однако не все из них решились купить такой автомобиль. Большинство отталкивал его внешний вид, он казался непривлекательным и отпугивал довольно высокой ценой. В базовой комплектации переднеприводный Pontiac Aztek стоит 21 000 долларов США. Для всех максимальных конфигураций было найдено почти 30 000 вариантов. Это было выше, чем финансовые возможности целевой аудитории. Чтобы достичь самоокупаемости, Pontiac должен был продавать 30 000 Aztec каждый год. Однако за все пять лет производства такого показателя достичь не удалось. В 2002 году, в его лучший период, было продано 27 793 единицы, а всего было произведено 119 784 автомобиля.

Pontiac aztk

Как ни странно, те немногие владельцы, которые все еще могли позволить себе Pontiac Aztek, были очень довольны ими. Эти автомобили постоянно получали высокие оценки в рейтингах JD Power и других исследованиях удовлетворенности клиентов. Как бы то ни было, Pontiac Aztek украл историю как замечательный пример недальновидности руководства GM, а также наглядно продемонстрировал, насколько замечательным было появление автомобиля для потребителей.

Pontiac Aztek — так ли он плох?

Смотрите также

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

В 1980 году отношения между СССР и США были напряженными. Страны говорили на языке санкций, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *