Пятница , 26 апреля 2024

Studebaker US6: лучший грузовик РККА

Stude Baker US6 был самым популярным импортным грузовиком в Красной Армии. Автомобиль был неизвестен на своей родине в США, но пользовался огромной популярностью в Советском Союзе. Stude Baker US6 любили, уважали и восхищались им еще долго после окончания войны и неофициально считали лучшим грузовиком в мире.

Компания Студебекер

В 1868 году братья Генри и Клемент Студ Бейкер основали небольшую мастерскую в Саут-Бенде, штат Индиана, под названием H&C Stude Baker. В 1904 году Stude-Bakers переориентировалась на сборку пассажирских автомобилей на рамах Garford. Через три года компания получила первые военные заказы на машины быстрой доставки. В 1911 году была официально основана корпорация Stude Baker.

Когда началась Первая мировая война, компания получила множество военных заказов от Великобритании, Франции и России. В результате производственные мощности Stude Baker Corporation значительно увеличились. В межвоенный период компания выпускала легковые и коммерческие грузовики грузоподъемностью от 500 кг до 2,5 тонн. Однако в то время компания не производила специализированных военных автомобилей.

Studebaker US6

Студия Бейкер K25S.

Все изменилось с началом Второй мировой войны. В 1939 году французское военное министерство разместило заказ на 2000 2,5-тонных грузовиков Stude Baker K25. K25 был стандартным двухосным коммерческим грузовиком с бензиновым двигателем мощностью 86 л.с. Дополнительная защитная решетка была добавлена только перед радиаторной решеткой. Это была общая военная модификация. Однако грузовики зарекомендовали себя как очень надежные и долговечные машины. Хотя до полной оккупации во Францию было поставлено всего 900 грузовиков.

В любом случае, руководство Stude Baker прекрасно понимало, что военным нужны специализированные внедорожники. В начале 1940-х годов инженеры Stude Baker разработали 1,5-тонный Stude Baker K15F. Грузовик имел два ведущих моста, двойной задний мост, а базовая комплектация была интегрирована с K25. В ходе дальнейшей разработки конструкторы добавили третью ось, увеличив таким образом грузоподъемность до 2,5 тонн. В результате машина была переименована в Stude Baker K25S.

GMC CCKW-353.

Тем временем США активно готовились к войне. В 1940 году Министерство обороны США разместило крупный заказ у корпорации GM на трехосные полноприводные грузовики серии CCKW-353. Однако даже такая крупная компания не смогла выполнить заказ. Затем МО нашло дополнительных подрядчиков, и Stude Baker стал одним из них. Однако компания не стала производить точную копию GMC CCKW-353, а творчески модифицировала Stude Baker K25S в соответствии с требованиями армии. Поэтому стандартная рама, компоненты подвески и колеса поставляются GMC. Двигатель, трансмиссия и кабина идентичны Stude Baker K25S. Кабина упрощена благодаря L-образным крыльям и сдержанной решетке радиатора с вертикальными прорезями. В результате грузовик был менее укомплектован и менее стандартен, чем GMC CCKW-353. Военные не испытывали автомобиль, получивший обозначение Studebaker US6. Это говорит о том, что автомобиль подходит для использования в странах с неразвитой дорожной сетью.

Конструкция

Грузовик

Stude Baker US6 был трехосным бортовым грузовиком с двумя (6×4) или тремя (6×6) ведущими осями. Грузовик оснащался шестицилиндровым двигателем Hercules JXD объемом 5,24 литра и мощностью 95 л.с. Двигатель был довольно простым, низкоклапанным и мог работать на низкосортном бензине и низкосортном масле. Он агрегатировался с пятиступенчатой механической коробкой передач и двухступенчатой коробкой передач. Приводной вал Timken имел конические шестерни. Подвеска системы привода с двухлистовыми рессорами. Полный привод, гидравлический. Кабина представляла собой закрытую двухместную металлическую кабину.

Американский Stude Baker US6 по конструкции считался обычным автомобилем, то есть вторым из военных грузовиков.

Ленд-лиз

Студент Бейкер US6.

Stude Baker US6 был построен в нескольких вариантах. Первым в середине 1941 г. был выпущен короткобазный (375 мм) грузовик US6-U1. Такая же машина с подъемником грузоподъемностью 4,5 тонны называлась US6-U2. Эти грузовики все еще находятся на вооружении армии США в небольших количествах (425 единиц). Они использовались подразделениями тыловой артиллерии и зенитной артиллерии. Чуть позже началось производство модели Stude Baker US6-U3 (U4 с лебедкой) с более длинной колесной базой (4 115 мм). Эта версия была самой массовой и активно поставлялась за рубеж. Грузовики также выпускались в вариантах U5 — топливный бак, U6 — короткобазный тягач (6×4), U7 — длиннобазный грузовик и бортовая платформа (6×4), U8 — длиннобазный грузовик и бортовая платформа с лебедкой (6×4) и U9 — четыре различных варианта. Длиннобазное колесное шасси. Позже, с 1943 года, в небольшом количестве выпускались самосвалы с задней (U10) и боковой разгрузкой (U12).

Студент Бейкер US6-U6.

Первый Stude Baker US6 прибыл в Советский Союз осенью 1941 года; партия из 11 машин прошла всесторонние испытания на полигоне главного автотранспортного штаба Красной Армии. Отечественные эксперты оценили грузовики и рекомендовали их приобрести.

Активные поставки Stude Baker в СССР начались в 1943 году. В основном, в нашу страну поставлялись грузовики в версиях U3, U4, U7 и U8. Грузовики не часто прибывали в Мурманск или Архангельск по арктическому морскому пути в полном виде. Основной транспорт шел через Ирак и Иран, где грузовики собирались, разбирались и перевозились в СССР.

Студебекеры в Красной армии

Студия Бейкер US6 BM-8.

Американские грузовики использовались Красной армией по-разному. Более многочисленные грузовики с плоской платформой выполняли стандартные транспортные функции, перевозя грузы и персонал. Согласно паспортам, грузоподъемность «Штудера», как его неофициально называли в армии, не превышала 2,5 тонны по бездорожью. Однако грузовики часто были перегружены, перевозя более 4 тонн. Однако даже в таких условиях грузовики были очень прочными и при надлежащем обслуживании могли использоваться в течение длительного периода времени. Помимо бортовых грузовиков, US6 использовал различные виды надстроек: автоцистерны, мобильные краны, грузовики технического обслуживания и радиосвязи, ракетные установки БМ-8 и БМ-13 и другое специальное оборудование.

На мирной службе

В общей сложности, около 152 000 грузовиков Stude Baker US6 были поставлены в Советский Союз в период с 1942 по 1945 год. После окончания войны, согласно контракту, большая часть грузовиков была возвращена в США в качестве металлолома. Однако некоторые из них остались в СССР, где использовались до 1970-х годов, а Stude Baker внес значительный вклад в развитие отечественной автомобильной промышленности. Советские конструкторы были в какой-то мере вдохновлены этим простым на вид, но конструктивно очень удачным автомобилем.

Drive in Studebaker US6 1945

Смотрите также

Какой был расход топлива у советских грузовиков?

Топливо в Советском Союзе было относительно дешевым. Однако не было и речи о разумном использовании …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *