4WS: история создания полноуправляемого шасси Honda
4WS (4 Wheel Steering) — система, в которой в управлении автомобилем участвуют все четыре колеса вместо обычных двух. Впервые эта система была использована на автомобиле Honda Prelude в 1987 году.
История разработки
В 1973 году Министерство транспорта США инициировало программу экспериментальных безопасных автомобилей для создания безопасных автомобилей будущего. Honda решила принять неофициальное участие в программе, сосредоточившись на системах активной безопасности. В 1977 году исследования шли в двух направлениях. Во-первых, было разработано активное рулевое управление, а во-вторых, полностью управляемое шасси. Последней разработкой занимались инженеры Шоичи Сано и Осаму Фурукава в исследовательском центре Honda Wako.
После теоретических размышлений инженеры определили два основных принципа работы полностью управляемого шасси. На малых скоростях до 30 км/ч задние колеса должны вращаться в направлении, противоположном передним, а на высоких скоростях — в том же направлении.
В 1978 году Honda получила патент, и инженеры начали создавать первые ходовые макеты. В 1981 году он был построен на базе двух передних половинок Honda Accord. Как вспоминает Фурукава, у команды были опасения по поводу эффективности и безопасности полноприводного шасси, которые оказались необоснованными. Испытания показали жизнеспособность системы 4WS.
Как и все новое, система 4WS вызвала много скепсиса, даже среди высокопоставленных сотрудников компании. Но и здесь разработчики нашли выход из ситуации — они пригласили всех сомневающихся на закрытый тест-драйв. Затем скептицизм сменился одобрением, проложив путь к массовому производству.
4WS первого поколения
Шесть лет спустя 4WS появилась в качестве опции на Honda Prelude третьего поколения. Это было недешево, и вам пришлось заплатить еще 216 000.
Принцип работы полностью управляемого шасси Honda Prelude очень прост и элегантен. Через нижнюю часть автомобиля проходил небольшой карданный вал, соединяющий рулевую рейку с задней поворотной передачей. При небольшом повороте рулевого колеса задние колеса поворачивались на угол до 1,5° в одну сторону с передними колесами и до 5° в противоположную сторону при парковке.
Влияние на индустрию
Конечно, полноприводное шасси не было изобретением Honda. В начале 20-го века производились грузовики, тракторы и другие колесные транспортные средства с поворотными колесами. Однако Honda в конце 80-х годов со своей системой 4WS установила новый стандарт управляемости и стала движущей силой, после чего другие компании начали внедрять подобные системы в свои автомобили.