Двигатель Москвич ГД-1 был разработан МЗМА для советских гоночных трасс в начале 1960-х годов. Он был разработан для внутренних гонок, но его характеристики позволяли ему соревноваться в условиях, сравнимых с лучшими двигателями Формулы-1 того времени!
Двигатель был разработан на МЗМА в 1963 году заместителем главного инженера И.А. Градилиным. Следует отметить, что момент был выбран очень удачно. Руководство страны активно приветствовало создание перспективной технологии, а Национальный экономический совет выделил необходимые средства.
Москвич V8
Изначально двигатель создавался с учетом требований гонок Формулы-1, и на самом деле не было особой необходимости в менее мощном двигателе. Чемпионат СССР можно было выиграть со значительно менее мощным двигателем. Однако молодая команда хотела доказать, что СССР может производить гоночные двигатели мирового класса. И они сделали это!
Характеристики двигателей международной и советской Формулы-1
Год. | 1960 | 1963 | 1965 | 1966 | 1970 | 1975 |
---|---|---|---|---|---|---|
Чемпионат мира Ф-1 Мощность. | 265 | 200 | 215 | 370 | 450 | 470 |
Советский F-1 л.с. | 90 | 81 | 92 | 95 | 115 | 130 |
Решив, что мощность в 200-210 л.с. не может быть достигнута с серийным двигателем МЗМА, производитель решил построить двигатель с нуля. Основой послужил двухцилиндровый двигатель мотоцикла «Восток-С360». Это решение было необычным для советской школы дизайна, но не новым в мировом автоспорте. Вкратце, новый гоночный двигатель состоял из четырех секций двигателя C360.
Vostok C360 был выбран несправедливо. Он отличался превосходной производительностью и надежностью. Таким образом, из объема 350 см3 серпуховские инженеры получили мощность 51 л.с. Очень приличный номер, который позволил советским мотоциклистам добиться успеха на международных соревнованиях.
Несомненно, для GD-1 требовалось уникальное решение. Во-первых, конструкторы изменили систему охлаждения на жидкостную, установили оригинальную двухосевую головку блока цилиндров (DOHC) и трехсекционный масляный насос увеличенной производительности. Поскольку советская промышленность не выпускала подходящих свечей зажигания, были закуплены импортные свечи Lodge, а система питания была основана на карбюраторе Weber 280.
Однако найти подходящий смазочный материал также было непросто. Эта проблема была решена отделом импорта МЗМА.
Испытания
Тем не менее, в 1965 году «Москвич ГД-1» был готов. Теоретически он должен производить около 210 л.с. при 10 000 об/мин. Для проверки расчетов двигатель был отправлен в NAMI для проведения стендовых испытаний. На первом этапе инженеры решили ограничить скорость вращения до 6 000 оборотов в минуту. На этой скорости двигатель выдавал 162 л.с. После детальной настройки и регулировки двигатель должен был быть отправлен на второй этап испытаний, но этого не произошло.
В 1965 году совхозы были упразднены, а контроль над экономическими потоками с советских заводов был возвращен в Министерство промышленности. Они сочли финансирование проекта «Москвич ГД-1» нецелесообразным. Более того, год спустя допустимый объем двигателя Формулы-1 был увеличен до 3 литров. Гоночный двигатель Москвич V8 оказался не нужен.