Основные грузовики РККА в Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война стала страшным испытанием для нашей страны. В этом году исполняется 76 лет со дня окончания. Чествуя память, нельзя не вспомнить о транспортных средствах, которые широко использовались в этой войне и внесли свой вклад в ее победу. Отсюда и основные грузовики Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Основные грузовики РККА — ГАЗ-АА/ММ и ЗИС-5
Основным грузовиком Красной Армии был 1,5-тонный ГАЗ АА. Производство началось в 1932 году, и к началу войны армия имела более 150 000 грузовиков ГАЗ-АА и ММ. Последние представляли собой модернизированные версии моделей AA с улучшенными системами привода, 50-сильными двигателями, новым рулевым управлением и другими изменениями. Серийное производство ГАЗ-ММ началось в 1940 году.
Для экономии скудных ресурсов в 1943 году Горьковский автозавод создал упрощенную версию с деревянной кабиной, роговыми крыльями, тормозами на задней оси и одной фарой.
Огромное количество специальных автомобилей и автобусов было создано на рамах Stanko. Рамы ГАЗ-АА/ММ использовались для создания целого ряда военных автомобилей, включая бронеавтомобили и боевые танки.
ЗИС-5 был вторым по величине грузовиком Красной Армии. Его полезная нагрузка была в два раза больше, чем у Газ-АА. Выпускается московским автозаводом ЗИС с 1933 года. Он был более мощным и в целом более надежным, чем Stanko. ZIS-5 был оснащен двигателем мощностью 73 л.с. Как и грузовик Gorgie, на раме Zis-5 были построены различные автомобили и автобусы.
Трехоски ГАЗ-ААА и ЗИС-6
Освоив производство вышеупомянутых грузовиков, советские автопроизводители стали задумываться о дальнейшем усовершенствовании автомобилей, например, об увеличении грузоподъемности и полезной нагрузки. Одним из наиболее очевидных решений было добавление третьей оси.
В 1934 году «Газ» представил трехосный ГАЗ-ААА. Грузоподъемность 6х4 увеличилась на 2 тонны и имела мост с червяком и редуктором в отдельном корпусе за коробкой передач.
Московский автозавод был более осторожен и построил трехосный ЗИС-6 в 1933 году. Он был интегрирован с основным агрегатом ЗИС-5, но был снят с производства после приобретения машины с червяком с осью. Удельная грузоподъемность Zis-6 была увеличена на одну тонну, но самое главное — грузовик получил возможность буксировать огнестрельное оружие и прицепы. Кроме того, впервые летом и осенью 1941 года на базе ЗиС-6 были размещены нарты БМ-8 и БМ-13 «Катюша».
Автомобили ленд-лиза Studebaker-US6 и Willys MB
Грузовой флот Красной Армии не ограничивался отечественной техникой. К концу 1941 года Советский Союз начал получать военную помощь от США и Великобритании, и в страну поступили первые импортные грузовики. Однако герой займа — автомобиль Studebaker -US6 прибыл в СССР в конце 1942 года.
Этот полноприводный грузовик был не очень популярен в его родной стране. Однако в СССР грузовик был по-настоящему любим. Простой и надежный, он оценил его отличную способность пересекаться с его комфортом. Всего в СССР поступило 152 000 исследований.
Если Studebaker был главным героем сектора кредитования грузовиков, то Willys MB, также известный как Jeep, блистает в категории полноприводных автомобилей. Первые джипы появились в СССР с октября 1941 года. И это были не Willys, а самый настоящий Bantam RC-40. Не вдаваясь в сложный разворот рождения Jeep, следует отметить, что Bantam выиграл тендер на поставку легких военных автомобилей на всех территориях для армии США. Однако судьба распорядилась иначе, и основным внедорожником для армии США стал Willys MB.
В любом случае, Willys получился великолепным. Надежные и грузоподъемные, они выполняли разнообразную работу в армии. Перемещение командиров, легкого вооружения и буксировка прицепов. В СССР грузовики начали поступать в большом количестве с середины 1942 года. Было поставлено около 52 000 таких грузовиков.
На мирной службе
Вторую мировую войну часто называют Войной двигателей, и это определение верно. Механизация армии была одним из главных факторов в соответствующих армиях. Однако после войны основные красноармейские грузовики — отечественные и импортные — продолжали служить, на этот раз в народном хозяйстве, где исправно работали долгие годы.