Toyota Century: история роскошного флагмана
Как вы знаете, японцы выпускают немного другие автомобили для внутреннего рынка. Они более технологичны, более роскошны, а кто-то утверждает, что они более надежны. Правда это или нет — вопрос спорный, но один взгляд на этот автомобиль показывает, что это небезосновательно. Это Toyota Century, флагман Toyota. Автомобиль мало известен за пределами Японии.
Toyota Century первого поколения (1967-1997)
Английское слово Century переводится как «век, век, век». Такое простое и понятное название автомобиля было выбрано неспроста. Toyota Century была выпущена в ноябре 1967 года в честь 100-летия со дня рождения основателя компании Сакичи Тойоды. Автомобиль предназначался для членов императорской семьи, государственных чиновников и крупных предпринимателей. Поэтому при его разработке особое внимание уделялось комфорту.
В основе автомобиля лежало рамное шасси более высокого класса Toyota Crown Eight (G10). Для увеличения полезного внутреннего пространства колесная база была удлинена на 110 мм до 2860 мм. При габаритной длине 4980 мм и ширине 1890 мм Toyota Century была самым большим легковым автомобилем, произведенным в Японии на момент своего появления. В дополнение к шасси Crown Eight был присвоен восьмицилиндровый V-образный двигатель, при этом его рабочий объем был увеличен до 3 литров. 150 л.с. на фоне иностранных агрегатов. Мы не были впечатлены. Однако двигатель отличался очень тихой и плавной работой, а крутящий момент в 235 Нм был достаточным для выполнения измеренных движений. Тем не менее, пять лет спустя конструкторы увеличили рабочий объем двигателя до 3,4 литра. В то же время крутящий момент был увеличен до 278 Нм, а мощность — до 180 л.с. Первоначально двигатель агрегатировался только с трехступенчатой механической коробкой передач, которая в 1974 году была заменена на совершенно новый четырехдиапазонный «автомат» Toyoglide.
В общем, с Toyota Century компания Toyota очень осторожно представила себя и постепенно улучшала автомобиль только в тех аспектах, которые гарантированно улучшали потребительские характеристики продукта. Учитывая консервативность японского высшего класса, такой подход был в целом оправдан.
Внешний вид автомобиля был без прикрас, но в отличие от своего главного конкурента, Nissan President, он был оригинальным и не являлся прямой копией своего американского аналога. Внешний дизайн был спокойным и линейным. Богатый орнамент кузова подчеркивался хромированным декором. Отделка окон, бамперы, зеркала, колпаки колес и даже дверные ручки были покрыты «блестящим металлом». По традиции, сложившейся в Японии, модели для внутреннего рынка имели оригинальный логотип. Решетка радиатора, крышка и крышка багажника были украшены фениксом — священной птицей, приносящей удачу и являющейся эмблемой правящей японской династии.
Как и следовало ожидать от автомобиля этого класса, салон Toyota Century Salon был создан только для одного человека — высокого пассажира. Его комфорт обеспечивали мягкие сиденья с тканевой обивкой, электрические стеклоподъемники и ажурные оконные шторки (уникальная особенность Toyota Century). Постепенно машина обросла новым оборудованием. В 1971 году появились авиационные приемники и радиоприемники AM. Два года спустя, с появлением автоматических дверей, были представлены радиоприемники с AM/FM. Техническая часть автомобиля также прошла через процесс обновления. С 1973 года передние барабанные тормоза были заменены на дисковые, а пять лет спустя карбюраторы были заменены на инжекторную систему питания. В 1982 году был установлен новый 4-литровый двигатель мощностью 190 л.с., а для пневматической подвески была внедрена система автоматического выравнивания.
При всем этом внешний вид автомобиля практически не изменился. В том же 1982 году дизайн передней и задней частей автомобиля был немного обновлен. И это все. В таком формате Toyota Century выпускалась до 1997 года. И если потенциальных покупателей все устраивает, зачем что-то менять! В дополнение к базовой модели, во время подъема японской экономики в конце 1980-х годов, была выпущена версия лимузина Century с увеличенной на 650 мм колесной базой. Для тех, кому не подошла длина, в 1990 году выпустили модификацию Toyota Century Type L с колесной базой, увеличенной на 150 мм.
Поскольку экспорт Toyota Century первого поколения не предлагался в принципе, все автомобили выпускались только с правильным ручным исполнением. По меркам своего класса, они сделали очень много — 32453 экземпляра.
Toyota Century второго поколения (1997-2017)
Независимо от того, насколько хорош был автомобиль, рано или поздно он морально устареет. В 1997 году в продажу поступило второе поколение Toyota Century. Технически автомобиль был кардинально переработан, за исключением внешнего контролера в предшественнике. Архаичная рамная конструкция была заменена опорами, разработанными с учетом самых современных стандартов пассивной безопасности. Шасси было представлено независимой пневматической подвеской с функцией выравнивания. Тормоза на всех колесах дисковые, диски только на задних колесах. В частности, для второго поколения Тойоты был разработан 12-цилиндровый V-образный двигатель 1GZ-FE. При объеме 5 литров двигатель выдавал 280 л.с. 400 нм и 481 нм крутящий момент был доступен почти на холостом ходу с 1200 об/мин. Уникальный для японской автомобильной промышленности двигатель имел два блока управления (ECU) и в критических ситуациях мог работать только на одном ряду цилиндров.
Новая Toyota Century стала больше. Колесная база увеличилась на 165 мм (до 3025 мм), длина — на 150 мм (5270 мм) и высота — на 45 мм. Ширина 1890 мм осталась неизменной. В соответствии с размерами было увеличено внутреннее пространство салона. В то же время автомобиль гораздо более комфортен, чем его предшественник. В распоряжении пассажиров были эффектные сиденья с внутренней отделкой из 100% шерсти, натуральная кожа предлагалась в качестве опции, но не пользовалась популярностью.
Естественно, кресла были оснащены всевозможными электрическими регулировками и массажными функциями. За пассажирским сиденьем также имеется специальный люк, который можно открыть, чтобы пассажиры заднего ряда могли полностью вытянуть ноги. Century был оснащен автоматическим климат-контролем, аудиосистемой с девятью динамиками, CD-чейнджером на шесть дисков, телевизором, VHS-магнитофоном и мобильным телефоном. Интерьер автомобиля роскошно отделан. В дополнение к высококачественной внутренней отделке, на окнах были вставки из натурального дерева и кружевные занавески. Кроме того, в качестве специальной модификации для Суда в четырех вагонах были установлены гранитные подножки и потолки из рисовой бумаги.
Безупречное качество
Японцы уделили особое внимание качеству сборки. Все Toyota Centurys собирались вручную на стапелях командой высококвалифицированных рабочих, которые были заняты в производстве не менее 10 лет. Лакокрасочное покрытие кузова было нанесено в 77 слоев и отполировано вручную до зеркального блеска. Работа контролировалась в специальной камере с «открытым» освещением, что позволило выявить все цветовые дефекты. Цветовая палитра не отличалась; на выбор предлагалось только пять цветов. Однако цвета имели названия с восточным пафосом, например, черный назывался Kamui (Black Eternity).
На каждый собранный автомобиль заводилась специальная книга, в которую на каждом этапе сборки вносились результаты проверок отдела контроля качества, характеристики комплектации и данные о персонале, для которого собирался автомобиль. Вообще, работа на автомобильном заводе «Тойота Сенчури» в Восточной Фудзи (Сидзуока) считалась очень престижной, и не все рабочие могли претендовать на эту работу.
Второе поколение Toyota Century выпускалось до 2017 года. За 20 лет было произведено 8730 единиц. К ним стоит добавить 100 леворульных автомобилей, выпущенных в экспериментальном порядке в 1998 году. Они работали в дипломатических миссиях за рубежом и в представительствах Toyota в США, Китае и на Ближнем Востоке.
Toyota Century третьего поколения (2017- н.в.)
Третье поколение Toyota Century было представлено в июне 2018 года. Новый автомобиль сохранил свой узнаваемый стиль, но технически был полностью изменен. К сожалению, первый — и, по-видимому, последний — японский V12 наконец-то вошел в историю. Вместо этого была зарегистрирована гибридная силовая установка на базе 5-литрового V8 (2UR-FSE) мощностью 375 л.с. Электродвигатель мощностью 165 кВт (221 л.с.). Агрегат общей мощностью 425 л.с. позаимствован у Lexus LS 600h 2006 года. Оттуда крутящий момент передавался на задние колеса только через электромеханический вариатор. Дизайнеры Century продемонстрировали определенный регресс в этом вопросе. В конце концов, оригинальный Lexus был полноприводным. Лишние узлы были сознательно принесены в жертву — Century не должен был «ломаться» и поэтому выигрывал по весу и, прежде всего, по надежности. Шасси также было позаимствовано у LS 600h, с двухрычажной подвеской спереди и многорычажной сзади. Шарики как упругие элементы были сохранены.
Как обычно, автомобиль снова был больше по размеру. Его длина составляла 5335 мм, ширина 1930 мм и высота 1505 мм. Таким образом, по своим габаритам Toyota Century превосходила стройные версии таких автомобилей, как BMW 7 Series и Mercedes S-Class. Седан также был больше, но по стилю дизайна он не сильно отставал от своих предшественников. Те же плюшевые сиденья с шерстяной обивкой, многочисленные вставки из натурального дерева, всевозможные электрорегулировки, высококачественная аудиосистема (на этот раз 20 динамиков), экран видеосистемы и прочие атрибуты автомобиля высшего класса.
Что касается безопасности, новый Century прошел долгий путь. Он оснащен системой Toyota Safety Sense, которая распознает и реагирует на дорожные знаки, пешеходов и автомобили впереди, а также полностью останавливается. Однако, по большей части, TSS было не с чем работать, поскольку за рулем Toyota Century работали профессиональные гонщики.
Самая дорогая Тойота
Toyota Century — один из самых дорогих автомобилей Toyota. Сегодня Century третьего поколения стоит 20 миллионов иен (около 180 000 долларов США). Это примерно в два раза больше, чем цена автомобиля второго поколения. Впрочем, потенциальные покупатели Toyota Century вряд ли будут жаловаться на внезапное подорожание — статус не позволяет. Если у них есть средства, они могут приобрести автомобиль в Японии через всю дилерскую сеть. Однако они совершенно не намерены поставлять автомобиль за границу.